Выдающийся геолог первооткрыватель минерально-сырьевых ресурсов Печорского края (к 100-летию Г.А. Чернова)

21 апреля 2006 года исполняется 100 лет Георгию Александровичу Чернову, достойному продолжателю уникальной в истории российской геологической науки династии Черновых.

Глава династии Николай Иванович Чернов (1811– 1877) окончил Высшую горную школу в Санкт-Петербурге и служил на Урале управляющим Кизиловского железоплавильного завода. Свои знания горного инженера и интерес к геологии он передал своему сыну Александру Николаевичу Чернову (1838–1897), который по окончании Екатеринбургского горного училища работал управляющим солеваренными заводами в Соликамске, проводил геологические исследования в окрестностях города и на Урале. В этих поездках активно участвовал его сын — Александр Александрович Чернов (1877–1963), ставший выдающимся российским ученым-геологом, профессором, доктором геолого-минералогических наук, крупнейшим знатоком геологии Европейского Севера и недр Республики Коми. Многолетняя работа А.А. Чернова, его учеников и последователей привела к открытию Печорского угольного бассейна, газонефтеносной Тимано-Печорской провинции. С его именем связаны исследования соленосности пермских отложений Севера, геологического строения Тимана, Полярного и Приполярного Урала, хребта Пай-Хой, гряды Чернышева, поиски и открытия целого ряда месторождений и проявлений золота, редкометальных руд, алмазов, железных и марганцевых руд, асфальтитов и битумов, флюоритов, каменных и калийных солей, фосфоритов, минеральных вод.

Георгий Александрович Чернов.   Георгий Александрович Чернов — достойный представитель четвертого поколения славной геологической династии. Ему удалось не только стать первооткрывателем двух крупнейших месторождений страны (Воркутинского и Усинского), но и наблюдать все этапы их освоения, зарождения и развития на их месте новых городов. Разработка уникального Воркутинского угольного месторождения заложила основы индустриального развития Коми края.

В 1924 г. восемнадцатилетний Георгий впервые участвовал в экспедиции отца. Юноша, вначале мечтавший о профессии ученого-физика, почувствовал, что геология становится его призванием. Экспедиции в Печорский край стали почти ежегодными.

1930 год стал в судьбе геолога переломным. Он окончил почвенно-географическое отделение физико-математического факультета Московского университета. Первый год самостоятельных геологических исследований на р. Воркуте — и первое, оказавшееся уникальным, открытие Воркутинского месторождения высококачественных коксующихся углей. Впоследствии его назовут жемчужиной Печорского угольного бассейна, Чернов будет отмечен первым знаком «Первооткрыватель месторождений». Но сам Георгий Александрович вспоминает: «Признаться, в те молодые годы я не мог по-настоящему оценить свое открытие… Вряд ли, думалось мне тогда, оно заинтересует угольную промышленность. Я совершенно не понимал, как в такой труднодоступной местности можно начать не только добычу, но даже и разведочные работы. Ни железных работ, ни людей, ни строительного материала здесь нет…».

Однако уже весной 1931 г. в Печорский бассейн направляются поисковые партии Угольного института из Москвы. Г.А. Чернов продолжает обследование верхнего течения р. Воркуты и ее притоков, что приводит к открытию новой угленосной мульды, названной Сыръягинской. В 1931 г. он открывает Нижнесыръягинское, а в 1933 — Нямдинское угольное месторождение. Далее последовали находки марганцевых и железных руд, открытие нового хрусталеносного района на Приполярном Урале, оригинальные палеонтологические находки…

Второй знак «Первооткрыватель месторождений» министр геологии вручит Г.А. Чернову за участие в открытии Усинского месторождения нефти — первой нефти Большеземельской тундры. Сейчас перспективы этого региона общеизвестны, а тогда многие авторитетные ученые мужи категорически их отрицали. Чернов начинал эти работы на побережье Хайпудырской губы Баренцева моря, проводя детальную геологическую съемку, проверяя сведения о нефтеносности района Синькин Нос. На материалах этих исследований он защитил в 1944 г. кандидатскую диссертацию на тему «Геологические исследования в восточной части Большеземельской тундры и перспективы ее нефтеносности». Последующие открытия газа в районе Нарьян-Мара, нефти в долине р. Шапкиной и на Усинской структуре явились ярким подтверждением научного прогноза ученого.

В 1942–1947 гг. Г.А. Чернов работает в Северном геологическом управлении, проводит поиски марганцевых и железных руд в бассейнах рек Средней Печоры, Средней Усы, Сыня-ю, Кожым, Косью, Вангыр. В раоне р. Вангыр им были открыты новые хрусталепроявления.

С 1957 по 1967 г. он работает в Коми филиале АН СССР: проводит фундаментальное обобщение всех предшествующих исследований и в 1962 г. публикует монографию «Девонские отложения восточной части Большеземельской тундры». В 1968 г. на основании многолетних исследований, обобщенных в крупной монографии «Палеозой Большеземельской тундры и перспективы его нефтегазоносности», он успешно защитил докторскую диссертацию. Г.А. Чернов привел в ней «Карту перспектив нефтегазоносности Тимано-Пайхойской провинции» и обосновал критерии оценки, которые во многом подтверждаются практикой современных геолого-поисковых и геологоразведочных работ на нефть и газ.

30 октября 1987 г. в здании президиума АН СССР академик А.Л. Яншин в торжественной обстановке вручил Г.А. Чернову диплом и почетный знак «Заслуженный геолог РСФСР», что явилось закономерным признанием его плодотворной геологической деятельности в Коми крае.

Природная наблюдательность, энциклопедичность знаний и широта научных интересов позволили Г.А. Чернову проявить себя и в археологии. Попутно с геологическими исследованиями он проводил поиски археологических памятников в бассейне Печоры и на территории Большеземельской тундры. Им обнаружено свыше 300 неолитических стоянок, жертвенных мест и поселений древнего человека. В 1975– 1980 гг., несмотря на солидный возраст, он еще и еще раз отправлялся в экспедиции, на этот раз чисто археологические. В 1976 г. известный археолог О.Н. Бадер писал: «Открытия остатков древних человеческих поселений в Большеземельской тундре, сделанные Г.А. Черновым еще в довоенные годы, были в то время сенсационными. Они значительно расширили пределы ойкумены человека в представлении нашей науки… Г.А. Чернов является до сего времени почти единственным ученым, исследующим первобытную историю наших тундр по памятникам археологии».

Последней крупной работой Г.А. Чернова явилась монография «Атлас археологических памятников Большеземельской тундры» (М.: «Наука», 1985 г.). В атласе приведен огромный археологический материал личных сборов, в 325 пунктах обнаружено большое количество каменных орудий, керамики и металла, относящихся к эпохам мезолита, неолита, бронзовому, железному векам и средневековью.

Г.А. Чернов — талантливый популяризатор научных знаний. Из-под его пера вышли замечательные книги «Туристические походы в Печорские Альпы» (1959, 2-е изд. 1965 г.), «Полвека в Печорском крае» (1974), десятки статей по истории геологического изучения Коми края, туризму, охране природы.

За большой вклад в исследование недр Севера Европейской части СССР Г.А. Чернов награжден медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1946), Орденом Трудового Красного Знамени (1946) — за открытие Воркутинского месторождения, медалью «За трудовую доблесть» — за работы по нефтеносности Большеземельской тундры (1951). Он является также почетным гражданином городов Воркуты и Усинска.

Сын Георгия Александровича Вадим и дочь Татьяна, а также внук Вадим Чернов (род. в 1974 г.) принадлежат уже к пятому и шестому поколению славной геологической династии Черновых.

Ученый и сегодня полон творческих замыслов. Пожелаем ему долгой, счастливой и плодотворной жизни и исполнения всех его планов. Он как никто другой обладает этим талантом, свидетельство тому — вся его жизнь.

Е.П. КАЛИНИН,