Услуги есть. Социальности - мало

 
 

Очередное заседание интеллектуально-делового клуба Дома ученых УрО РАН (ИДК) состоялось в екатеринбургском Центре международной торговли, он же — известный Атриум-палас отель. Место выбрали сообразно обозначенной теме — «Сфера услуг как индикатор «социальности» социального государства». Современные услуги населению — прежде всего сфера бизнеса, а фешенебельное здание Атриума на улице Куйбышева давно стало символом успешного предпринимательства. Однако достижения в бизнесе, объективно растущее качество обслуживания в гастрономах, пунктах питания, парикмахерских и так далее — отнюдь не показатель социальной защищенности людей, по крайней мере в современной России. Если в «тоталитарном» СССР мы с вами — обычные граждане — постоянно искали, где раздобыть кусок приличной колбасы и во что одеть супругу, зато могли рассчитывать на дешевый детсад для ребенка, бесплатное медобслуживание и по тем меркам обеспеченную старость, то теперь, наблюдая за ростом числа фешенебельных супермаркетов, ресторанов и фитнесс-клубов, все время думаем, чем платить за дорожающие продукты, за блистательный сервис ЖКХ, на что лечить больную мать и какая пенсия «светит» нам от государства по итогам трудовой деятельности. Об этой и других проблемах шел разговор между сотрудниками институтов УрО РАН, вузов и чиновниками, деловыми людьми, краткий обзор которого мы предлагаем вниманию читателя.


 



 

Основной доклад, если это определение подходит к весьма свободной форме общения на заседаниях клуба, сделала министр торговли, питания и услуг Свердловской области В.П. Соловьева. Вера Петровна рассказала о сложностях перехода от централизованной системы распределения услуг к рыночной, о плюсах и издержках этого перехода, подробно остановилась на положении дел в области. В целом положение, похоже, лучше, чем в других регионах: например, по объему товарооборота мы занимаем первое место на Урале и входим в первую пятерку в стране, уступая лишь Москве, Санкт-Петербургу, Тюмени. Активно развиваются торговые сети, министерство участвует в формировании их приоритетов, по каждому виду услуг имеет отдельные программы. Но главная проблема — у всех общая: товарное изобилие далеко не всегда определяет социальную защищенность граждан. Естественно, Вере Петровне, работа которой касается каждого, поступило множество вопросов, отчасти заседание начало даже превращаться в ее пресс-конференцию. Зачем открываются дорогие магазины, которые наполовину пустуют? Справедлива ли ориентация на мировые цены при совсем не «мировых» доходах населения и почему стоимость продуктов питания нередко обгоняет инфляцию? До какой степени легитимен и контролируем способ распространения товаров, именуемый «сетевой маркетинг» и весьма напоминающий финансовые пирамиды? И хотя большинство затронутых тем носило скорее общенациональный характер и в прямую компетенцию областного министра не входит, ответы были совершенно понятными. Открывать дорогие магазины или дешевые — дело конкретных бизнесменов, рынок — дело рискованное, но право на риск имеют все. Государство сегодня не может вмешиваться в ценообразование за исключением отраслей естественных монополий, таких, как энергетика, водоснабжение. Регулирование остается в сфере транспортных услуг, детского питания, еще некоторых, остальные цены свободны, их определяет рынок. Что касается сетевого маркетинга, то пока у властей также нет реальных рычагов влияния на него, законодатели обратили внимание на этот пришедший с Запада феномен совсем недавно.
 

Известный предприниматель, депутат Свердловской областной думы И.И. Ковпак говорил о проблемах малого и среднего торгового бизнеса, который обеспечивает все большую занятость населения и за которым, по убеждению Игоря Ивановича, будущее. Мешают его развитию высокие налоги. Ведь реальная рентабельность торговли, в противовес обывательскому мнению, составляет не более пяти процентов, государство не должно «душить» ее чрезмерными поборами. Другая проблема, отмеченная депутатом, — опасность вытеснения с рынка местных производителей. Уже теперь крупные торговые компании большую часть товаров предпочитают завозить из-за границы, в итоге нашему мелкому производству нередко грозит разорение.
 

Добротная медицина — одна из главных услуг, определяющих социальность государства. О недостатках в этой сфере знают все, а вот главный уролог Свердловской области В.Н. Соловьев рассказал об уникальном областном проекте, призванном существенно улучшить самочувствие населения. Речь идет о программе оздоровления его мужской половины, продолжительность жизни которого сегодня колеблется от 54 лет на селе до 57 в городе — цифры страшные. Одна из причин такой ситуации — нежелание потенциальных пациентов, даже тяжело больных, обращаться к врачам, к урологам в частности, тогда как мужские болезни лечатся эффективней, чем многим кажется. Решено приблизить урологическую помощь к гражданам, создать паспорт здоровья наиболее часто болеющих мужчин возраста от 50 до 60 лет. Стратегическая задача — ввести такие паспорта с рождения детей.
 

Директор Института медицинских клеточных технологий, недавний вице-премьер правительства Свердловской области С.И. Спектор, отметив происходящие позитивные процессы (так, хорошо забытым прошлым стал товарный дефицит, активно развивается экономика области, у нас постепенно растет рождаемость), выразил особую озабоченность положением пенсионеров. Униженность заслуженных людей усугубляется высокими ценами на элитную медицину, лишением их таких льгот, как бесплатное зубопротезирование. Крайне беспокоят рост алкоголизма, заболеваемости СПИДом. Острых вопросов много, — подчеркнул Семен Исаакович, — но сегодня мы должны заниматься большим благородным делом по ликвидации последствий того, что сами же и натворили. Устраним недостатки — улучшим качество жизни.
 

Научно-терминологическую составляющую обозначенной проблематики обсудили кандидат экономических наук О.А. Козлова (Институт экономики УрО РАН) и доктор экономических наук Э.В. Пешина (Уральский государственный экономический университет), вступив в некоторую полемику, суть которой в самых общих чертах, как мы поняли, следующая. С точки зрения Ольги Анатольевны, в России понятие «сфера услуг» — иное, чем на Западе, и очень трудно определить, что такое услуга рыночная, а что — нет. Эвелина Вячеславовна утверждает, что эти вещи надо понимать и четко разделять так же, как за границей, где термина «сфера услуг» вообще нет, а есть потребительский рынок. Сегодня Россия является социальным, а не субсидиарным государством, и к 2010 году должен осуществиться переход от его патерналистской модели к субсидиарной, более эффективной в смысле заботы о гражданах, чему призваны способствовать ученые, взаимодействуя с властями. Директор муниципального учреждения «Столица Урала», кандидат исторических наук Е.С. Тулисов (Институт истории и археологии УрО РАН) говорил о том, что растущая сфера услуг — экономический локомотив развития целых стран и регионов, сегодняшнего Екатеринбурга в частности, позволяющий решить многие социальные вопросы. Большинство наших сложностей — оттого, что формирование рыночных отношений в России, период накопления капитала продолжается всего 10–15 лет, в отличие от Запада, где он длился столетия и привел к реальной поддержке человека. Задача ученого сегодня — понять социальную стратификацию, определить круг задач социально ответственному бизнесу, поскольку больше помогать гражданам должно все-таки не государство, а работодатель.
 

Вице-президент «Сибирско-Уральской алюминиевой компании», президент ООО «СУАЛ-Холдинг — Урал» А.В. Сысоев предложил целую программу разрешения накопившихся противоречий как в масштабах страны, так и на региональном уровне. Тут и возможность использования пресловутого стабилизационного фонда для нужд населения, и необходимость изменения методики определения прожиточного минимума, и более широкая национализация как форма управления экономикой, которой не боятся развитые страны. Особое же внимание Анатолий Васильевич обратил на проблему распределения услуг по территории — Свердловской области конкретно. Действительно, так складывается, что все «лучшее» у нас сосредоточивается в крупных городах. Стоит же отъехать от Екатеринбурга в глубинку, как резко ухудшаются дороги, обустроенность больниц, магазинов и так далее. Люди уезжают в мегаполисы за работой, качеством жизни, а мегаполисы платят за это растущими ценами, перенаселенностью. Надо создавать для людей рабочие места, нормальные условия там, где они родились. Предложения эти, по выражению ведущего заседание президента клуба Н.И. Тимофеева, вполне заслуживают статуса общегосударственных, однако для их реализации требуются время и силы.
 

Подытоживая разговор, вице-президент ИДК писатель В.П. Лукьянин подчеркнул, что поднятая тема актуальна для всех и крайне показательна для нашего времени. Хотим мы того или нет, но современная сфера услуг ориентирована прежде всего на статусное потребление, она —для людей с деньгами и для денег, и это создает в обществе ощущение глубочайшей несправедливости. Если так пойдет и дальше, то мы придем в тупик, к национальной катастрофе…
 

В заключение Вера Петровна Соловьева призвала ученых к сотрудничеству, ибо сегодня потребительский рынок развивается хаотично, нередко в законодательном вакууме. На уровне области очень трудно принимать в этой сфере управленческие решения еще и потому, что для них нет исследовательской и аналитической базы, а без науки, глубокого осмысления происходящих процессов общество наше не станет здоровее, а услуги — социальней.
 


Соб. инф.
 


На фото:

 

Выступает В.П. Лукьянин.

Выступает В.П. Лукьянин.

 

 

(Слева направо) — И.И. Ковпак, С.И. Спектор, Н.И. Тимофеев.

(Слева направо) — И.И. Ковпак, С.И. Спектор, Н.И. Тимофеев,
В.П. Соловьева.

 

 

07.06.06

 Рейтинг ресурсов