Что есть красота?

 
 

В марте нынешнего года на кафедре философии Института философии и права состоялся круглый стол, на котором обсуждалась новая книга доктора биологических наук Юрия Ивановича Новоженова «Адаптивность красоты», вышедшая в Екатеринбурге в издательстве «Банк культурной информации».
 

Книга доктора биологических наук Юрия Ивановича Новоженова «Адаптивность красоты».   Общую концепцию книги представил сам автор: колыбелью красоты является природа, которая в результате эволюции создает человека, адаптированного к среде обитания механизмами полиморфизма и политипизма. Обусловленность физической и духовной красоты человека средой создает культуру как главную и уникальную адаптацию нашего вида, выражающуюся в экологической, эмоциональной, интеллектуальной, нравственной и эстетической приспособленности человеческой популяции. Однако культура искусственным образом изменяет среду обитания человека, вносит коррективы в природные закономерности и каноны красоты. Промышленная революция, нарастающая интеграция и глобализация, рост населения при обострении социальных проблем ведут к исчезновению генетического, социобиологического, семантического и психического разнообразия. Возникает опасность культурной и биологической энтропии вследствие сокращения материала для отбора. Спонтанная естественно-гармоничная красота, записанная в генофонде человека, постепенно исчезает в природе, человеке и культуре, уступая место красоте искусственно-дисгармоничной, снижающей адаптивность человечества. Чтобы выжить, человечеству срочно нужно спасать естественную красоту окружающей его природы и культуры.
 

В обсуждении книги первым выступил заведующий кафедрой философии доктор философских наук Ю.И. Мирошников. Он обратил внимание на новаторский характер книги Ю.И. Новоженова, позволяющий сугубо гуманитарную категорию «красота» рассмотреть с позиций естественнонаучного метода рядом с такими понятиями как адаптация, эволюция, популяция и др. И такой подход правомерен как продолжение попыток найти ключ к интеграции научных знаний. Понимание красоты как объективного свойства природы существенно дополняет бытовавшие в классической науке взгляды на красоту как субъективное представление. Однако по мнению Ю.И. Мирошникова, стремление автора отождествить понятия красоты и адаптивности вызывает сомнения. Красота — это ценностное свойство бытия и лишь во вторую очередь — уровень их адаптации к преходящим условиям окружающей среды. И хотя автор книги не нашел контекста, в котором это сущностное свойство красоты было бы отражено, несомненная заслуга Ю.И. Новоженова заключается в новом освещении этого непростого вопроса.
 

Профессор, доктор философских наук М.М. Шитиков подчеркнул, что в обсуждаемой монографии убедительно показана связь красоты и ценности с эмоциональным способом ориентации, а также сигнальная, семантическая роль красоты в знаковой интерпретации условно-рефлекторного поведения, зависимого от полового отбора. И хотя «эстетические» функции красоты могут иногда совпадать с приспособительными, и адаптивность признается одним из возможных последствий соревнования в «красоте», однако тезис об адаптивности красоты, отражающий ее сущность, не доказан. Характеризуя мировоззренческую позицию автора книги как натурализм виталистического типа, М.М. Шитиков находит у него элементы антропоморфизации природы: «Бог или Природа создали красоту», поэтому им пришлось создать и человека — «ее свидетеля или Зрителя, иначе их творение не имело бы смысла» (с.24).
 

В.П. Лукьянин, кандидат философских наук, отметил, что книга интересна как наиболее полный свод систематизированных фактов, относящихся к проблеме прекрасного. Обстоятельно освещена роль биологических процессов в формировании феномена красоты. Однако, по мнению докладчика, в теоретическом введении нет необходимой упорядоченности и глубины, налицо нестрогое употребление терминов, нарушение стилистических норм. Социобиологический подход игнорирует такие важные проблемы, как красота в неживой природе, социальная обусловленность представлений о красоте.
 

С.В. Оболкина, кандидат философских наук, определила монографию как вариант натуралистически-холистического понимания человека. Поскольку Ю.И. Новоженов мыслит единицей культурной эволюции популяцию человека, он показывает, что и в создании красоты, и в ее осознании целое «просвечивает» в индивидуальном. И хотя далеко не на все вопросы в этом отношении мы получаем в книге ответы, важно само движение в данном направлении. Методологический подход Ю.И. Новоженова к анализу красоты в искусстве, по мнению С.В. Оболкиной, опирается на универсализующую интерпретацию фактов искусства, игнорирующую сами эти факты и производящую над ними такое герменевтическое «насилие», что использовать такой материал вряд ли возможно.
 

Старший преподаватель кафедры философии В.Д. Толмачев выделил в своем выступлении продуктивное стремление Ю.И. Новоженова вложить в понятие «адаптация» не только информационно-кибернетический смысл автоматического изменения системой своей структуры и алгоритмов функционирования в процессе оптимального приспособления к окружающей среде, но и эволюционно-гармонический характер этих изменений, выражаемых в эстетическом принципе «золотого сечения», динамически регулирующем взаимозависимость системы как части с тем целым, в которое вместе с окружающей средой входит и сама система. Адаптация, понимаемая как гармония «организма, популяции или вида со средой обитания» (с. 14), свидетельствует о ее двойственном характере, поскольку приспособление к среде в одном отношении является неприспособленностью в другом.
 

Профессор, доктор философских наук Н.В. Бряник попыталась сравнить взгляды Ю.И. Новоженова с позицией В. И. Вернадского: если для Вернадского глобализация несет позитивный смысл — человечество будет вынуждено объединиться для решения глобальных проблем, сформировать единый мозговой центр, — то для Юрия Ивановича глобализация (прежде всего в виде американизации мировой культуры) ведет к утрате адаптивной природы красоты, нивелированию разнообразия. Это яркий пример того, как политико-идеологические взгляды вторгаются в формирование естественнонаучной концепции. Претензии новоевропейской науки на объективность в очередной раз оказываются далеким от жизни идеалом.
 

Кандидат философских наук В.Д. Маклаков отметил грандиозное по замыслу и воплощению обоснование статуса красоты в качестве универсального эволюционного принципа, связующего человека с мирами природы и культуры. Натурализуя красоту, автор с легкостью преодолевает ряд принципиальных трудностей в интерпретации и понимании красоты — однако частота употребления фразы «красота спасительна, ибо она адаптивна» не делает ее убедительнее. Развитие культуры создает скорее избыток разнообразия, чем недостаток; в ней уживаются как адаптивные, так и креативные моменты. Поэтому «облегченность» решения проблемы скорее ставит вопрос о границах применимости самого биоантропологического подхода. Кроме того, он высказал сожаление, что живое и полемичное произведение не получило должной редакторской подготовки, необходимой для такого солидного научного труда.
 

Кандидат биологических наук К.В. Маклаков оценил книгу Ю.И. Новоженова как интересный поиск биологических основ прекрасного. Цель книги – в обосновании единства красоты, адаптивности и культуры. В биологии адаптивность определяется как показатель скорости биологического роста вида и, видимо, должна как-то соотноситься с интегральной оценкой устойчивости биоценоза, в который он входит. И хотя человечество — самый быстрорастущий вид на планете, биосфера от такого роста бесспорно страдает, поэтому попытка связать глобальный экологический кризис с кризисом потребительской культуры заслуживает пристального внимания.
 

В.Ю. Ирхин, доктор физико-математических наук, акцентировал внимание на том, что красота не тождественна природному миру и гармонии, поскольку несет в себе не только светлый, но и темный, разрушительный аспект. В то же время, согласно библейской традиции, красота не столько «спасает мир», сколько сама нуждается в спасении.
 

Кандидат химических наук Э.А. Поляк высказал ряд замечаний методологического характера. В частности, он обратил внимание на понятие «энтропия красоты» — по его мнению, красота именно в силу адаптивного характера не может рассматриваться как система, а, следовательно, и обладать энтропией.
 

Доктор философских наук, профессор В.И. Копалов отметил, что новая книга Ю.И. Новоженова является новаторской по своей проблематике, авторской концепции и аргументации. Сущность метода научного исследования, применяемого автором для анализа красоты заключается в социобиологическом изучении ее адаптивности «на всех уровнях жизни: молекулярно-генетическом, онтогенетическом (организменном), популяционном, биогеоценотическом и биосферном». Использование параметра адаптивности, принятого «как фундаментальное понятие в современной синтетической теории эволюции», допускает создание «общей приблизительной концепции эстетической значимости», и не предполагает искусственного внедрения позитивистских парадигм в философскую эстетику. Другим важным компонентом авторской концепции является учение о динамической структуре популяции как сложной интегрированной и коадаптированной системы, включающей находящиеся в тесном взаимодействии генетические, социальные, культурные, информационные и территориально-пространственные слагаемые. Широта поставленных автором проблем, способы и результаты их решения позволяют квалифицировать книгу Ю.И. Новоженова как актуальное научное и, вместе с тем, философское произведение.
 


Соб. инф.
 

От редакции: Книга Ю.И. Новоженова — бесспорно, чрезвычайно интересный факт научной жизни. Во-первых, следует отметить высокий полиграфический уровень исполнения и нечасто встречающееся ныне в научных изданиях богатство иллюстративного ряда. Здесь следует, не кривя душой, поблагодарить и издательство «Банк культурной информации», и губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя вкупе с холдинговой комапанией «Лидер», поддержавших издание книги. Во-вторых, назвать уважаемого автора основателем социобиологического подхода, конечно, можно лишь с огромной натяжкой — подобные исследования велись еще в XIX в. Другое дело, что введение категорий популяции и биогеоценоза, вероятно, способно придать новый импульс исследованиям, интерес к которым утерян достаточно давно. В-третьих, нет никакого сомнения, что междисциплинарные исследования, взаимопроникновение методов и категориального аппарата одной науки в предмет другой — ведущий сегодня способ генерации нового знания. Однако это вовсе не означает, что любой математик априори способен писать научные книги по истории, физик — по теологии, а биолог — по эстетике. В-четвертых, надо отметить чрезвычайно интересную, но трудную — и отчасти неблагодарную — роль, взятую на себя кафедрой философии ИФП УрО РАН по привлечению внимания научной общественности и организации обсуждения таких «неформальных» явлений, как новая книга Юрия Ивановича Новоженова.
 

 

 

23.06.06

 Рейтинг ресурсов