Доктрина Путина - здравый смысл?

 
 

В середине мая Президент РФ Владимир Путин выступил с седьмым ежегодным посланием. После скороспелых комментариев политиков и экспертов, спада информационной шумихи попробуем проанализировать, каковы на самом деле приоритеты этого документа, его «сухой остаток». Впрочем, ключевая идея послания-2006 прозрачна и очевидна — «Рожать и вооружаться». И тогда России будет не страшен «товарищ волк», знающий, кого можно скушать.


 



 

Мы не левые, и не правые

Президент РФ Владимир Путин.Владимир Путин произнес ежегодную речь, которую можно с полным основанием назвать «посланием здравого смысла». Отсутствие в нем какой-либо идеологии — либеральной, консервативной, левой или патриотической — лишило оппозицию серьезных «зацепок» и возможностей для принципиальной критики и идеологических дебатов. Дело в том, что из-за сознательной деидеологизации послания, сформулированного на уровне «здравого смысла», с тем, что сказал Путин (преодоление демографического коллапса, отстаивание национальных интересов, борьба с коррупцией, лидерство в мировой энергетике, инновационная экономика и т.д.), трудно не согласиться. Пожалуй, за исключением ежегодной и не дающей реального эффекта критики бюрократии сложно найти приоритеты, которые могли бы стать полноценной мишенью для недовольства различных политических лагерей. Послание-2006 напоминает план-инструкцию, предельно приземленное «руководство к действию» вертикали власти всех уровней. Проблемы, затронутые в послании-2006, весьма адекватны актуальной повестке дня. Причем не только повестке политических элит, но и «простого народа».
 

Из текста послания-2006 максимально исключена пафосная и ни к чему конкретно не обязывающая политическая риторика. Такое самоограничение может себе позволить только политик с рейтингом Путина, возглавляющий страну с таким профицитом бюджета и размером Стабфонда, как Россия. Отсюда «смелая» финансовая и временная оцифровка президентских инициатив по программам «доступного жилья», росту пенсий, пособий на детей и т.д.
 

Рожать нельзя умирать

Основной внутренней проблемой в послании-2006 был назван демографический кризис. Низкая рождаемость, с одной стороны, вместе с критической продолжительностью жизни россиян — с другой, образуют так называемый статистический «русский крест», ведущий к сокращению населения (даже с учетом притока иммигрантов) на 700 тысяч душ в год. Демография является многосоставной комплексной проблемой, на которую влияют все аспекты жизни людей, начиная с уровней доходов и здравоохранения и заканчивая условиями проживания и оценкой гражданами своих перспектив на будущее. В этой связи призыв Путина к стимуляции трудовой иммиграции, призванной смягчить демографическую проблему в России, является обоюдоострым решением.
 

Дело в том, что издержки трудовой миграции также высоки, и как показывает опыт США и Европы, «овчинка не всегда стоит выделки». За полтора десятка лет с момента распада Советского Союза Россия фактически исчерпала лимит русскоязычных иммигрантов из стран СНГ, желавших (или вынужденных) переселиться в Россию. Таким образом, ресурс эффективной иммиграции является для России исчерпанным. Поэтому важнее задействовать внутренние резервы. Президент предложил комплекс конкретных мер, стимулирующих рождаемость. Это увеличения детских пособий с 700 до 1,5 тысяч рублей, скидки на оплату детсадов многодетным семьям, увеличение пособий на приемных детей и материальная стимуляция рождения второго ребенка. В случае реализации этих мер, они, несомненно, могут дать положительный эффект, но не ранее, чем в ближайшие 5–10 лет. Впрочем, остановка отрицательного прироста населения уже станет демографической победой. Дело в том, что в РСФСР население стало подспудно сокращаться из-за низкой рождаемости уже в 60–80-е годы 20 века. Распад СССР лишь придал этому процессу обвальный характер.
 

Волк, козлы отпущения и кризис оппозиции

Враги России в последние 7 лет стабильны и неизменны. Из числа активных врагов в нынешнем послании выбыл лишь набивший оскомину международный терроризм. Извне нас традиционно держит в тонусе «товарищ волк», метафорически олицетворяющий США. Изнутри не менее привычным козлом отпущения стали коррумпированные чиновники. С долей иронии это можно отнести и к самокритике, поскольку глава государства является главным чиновником вертикали власти. Путин, процитировав американского Президента Франклина Делано Рузвельта, вытащившего США методами плановой экономики из Великой депрессии, пообещал и далее активно «наступать на больные мозоли» бюрократии всех уровней.
 

Кстати, историческая аналогия нынешней России с выходящей из депрессии Америкой знаменательна одним любопытным фактом. Ф. Рузвельт является единственным американским президентом, избиравшимся на высший политический пост 4 раза подряд, вместо предельных по Конституции США 2-х сроков.
 

Действительно, социально-экономическое положение в России стабильно как никогда за весь постсоветский период, благодаря конъюнктуре мировых цен на нефть и энергоресурсы. Распределение крупной собственности также завершено, крупные «переделы» остались в прошлом, политические и экономические элиты едины, как монолит. Это «гасит» во властной элите стимулы и желание что-то менять к лучшему, поскольку для элиты лучше быть уже не может.
 

Тем не менее именно сейчас Россия должна стремиться реализовать свой шанс перехода к инновационной экономике. В противном случае стране грозит участь остаться на полупериферии глобальной экономической миросистемы в качестве поставщика продукции добывающих отраслей. Отсюда закономерный призыв «к получению полноценных выгод» для России от интеграции в мировую экономику и вступлению в ВТО без дополнительно обременяющих условий.
 

Наконец, в послании Президент ни слова не сказал о внутренней политической оппозиции, влияние которой повсеместно стремится к нулю. Путин даже не считает важным реагировать на критику внутренних политических оппонентов в послании. Отсюда ощущение, что оппозиции на самом деле нет, а страна вновь демонстрирует «единство партии и народа». В этой связи становится невозможной и идеологическая полемика власти с утратившей влияние оппозицией по аналогии Моськи и слона. И утрата влияния оказывается более значимой причиной, чем ставшая вследствие этого неактуальной идейная окраска этой оппозиции, будь она левой или правой. Парадоксально, но единственным влиятельным идеологическим субъектом в России остается именно Путин. Президент в зависимости от актуальной повестки легко воспроизводит на «злобу дня» в рамках всеядного идеологического прагматизма и консервативную, и либеральную, и патерналистскую, и патриотическую риторику.
 

Рубль как мировая резервная валюта

Своевременным является обращение Президента, во-первых, к созданию товарно-сырьевых бирж на территории России с расчетом за продукцию в рублях, во-вторых, ускорение перехода «крепнущего» рубля к международной конвертируемости и свободному обращению уже в 2006 году. Россия теряет серьезную часть прибыли, торгуя своими товарами на внешнем рынке через посредников. Кроме того, активное продвижение рубля в качестве платежного средства за отечественную продукцию и одной из мировых резервных валют могло бы дать серьезные дивиденды российской экономике и, в конечном счете, населению в целом.
 

Энергетический альянс

В заключении послания-2006 логичным приоритетом стала внешняя политика. Глава российского государства подтвердил, что у России есть неизменные интересы, а враги и союзники будут определяться исходя из этих интересов. Путин подтвердил, что Россия будет обеспечивать «особые» условия экономического сотрудничества только союзникам, разделяющим ее интересы, что, безусловно, было сигналом Украине и Грузии. Кроме того, не секрет, что Европа серьезно зависит от России в энергетическом плане. В отличие, например, от США, которые до 70 процентов экспорта нефти черпают в Мексике, Канаде и Южной Америке. Поэтому объединение на основе общих «энергетических» интересов России и ЕС могло бы создать ведущего геополитического игрока в мире, который не нуждался бы в таком мировом посреднике как США. И концепция энергетической безопасности Европы, обеспечиваемая Россией, могла бы сделать страны ЕС независимыми от искусственного нагнетания усилиями США напряженности на Ближнем Востоке. В контексте энергетики весьма позитивно могут быть оценены и призывы к активному возврату на ведущие позиции в международном атомном бизнесе, термоядерных и водородных технологиях, на которых будет строиться энергетика будущего.
 

Здравый смысл: прагматизм минус идеология

Здравый смысл послания объединяет все политические лагери на уровне своей самоочевидности. Политические баталии начинаются только там, где есть разногласия в ценностных суждениях. Между тем послание-2006 максимально деидеологизировано и деполитизировано. Путин не призывает ни к мировому торжеству демократии (в отличие, например, от Буша), ни к свободе, ни к справедливости. Поэтому критиковать послание-2006 можно лишь в двух случаях. За то, чего там постоянно нет. Хотя должно бы быть. Например, предложения по реформе такой отрасли экономики, как сельское хозяйство, в отношении которого вообще нет внятной стратегии развития. Или за то, что Путин в седьмой раз подряд наступает на все те же «мозоли» и грабли. Нетрудно заметить, что обратной стороной стабильности и повторяемости проблем, кочующих из одного послания в другое, является их не менее стабильная нерешаемость. Конечно, повторенье — мать ученья, но, может быть ,пора и извечные грабли начинать убирать?
 

Например, «конек» нынешнего послания — демографическая проблема — стабильно затрагивается Путиным с первого послания: «Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация — одна из тревожных» (послание-2000). Однако первые конкретные меры предложены лишь семь лет спустя. Иными словами, не является ли неизменность «доктрины Путина» следствием неразрешимости стоящих перед страной проблем? И не называется ли эта ситуация застоем? Также непонятно, как, например, чиновники будут искоренять в самих себе коррупционные позывы, без критики которых не обошлось еще ни одно из семи посланий Путина. И можно ли вообще ставить задачи по принципу «борьба с борьбою борется, борьба с борьбой борьбет». Очевидно, что стимулом к коррекции политического курса Кремля сегодня может быть только: а) реальная оппозиция, причем неважно какого идейного цвета; б) социально-экономический кризис; в) масштабный природный катаклизм. В настоящее время эти условия невыполнимы. Поэтому в ближайшей перспективе «новое политбюро» в Кремле, контролирующее в отличие от старого советского не только всю полноту власти, но и крупную собственность, застраховано от необходимости совершения каких-либо принципиальных перемен. И неважно, кто конкретно из членов нынешнего политбюро станет «Путиным-2» в 2008 году. Кремль «продолжает продолжать».
 

Наука на периферии

К сожалению, российская наука традиционно осталась вне приоритетов послания Президента. Помимо абстрактного призыва к реализации «совместных планов Правительства РФ и Академии наук». Вообще в посланиях Президента РФ о науке говорится либо хорошо, но мимоходом, либо ничего. Что не может не настораживать. Очевидно, что поддержка фундаментальной науки является очевидным и базовым условием развития и инновационной экономики, и разработки уникальных мировых технологий и, в конечном счете, высокого прироста ВВП. Между тем, по данным Росстата, в 2005 году количество российских чиновников достигло рекордной величины, увеличиваясь в среднем на 10 процентов в год. На конец 2005 года количество чиновников выросло до рекордных за постсоветский период цифр — 1,46 миллиона человек. Ситуацию, когда количество чиновников ежегодно растет, в то время как количество ученых в РАН в таких же пропорциях сокращается, назвать нормальной и удовлетворительной нельзя. Несомненно, что общество и экономика не могут быть современными, эффективными и развивающимися, если на 15 чиновников приходится лишь 1 ученый (к 2008 году численность научных сотрудников в РАН сократится до 89 тысяч человек).
 

Интересный нюанс

В стенограмме послания-2006, размещенной на официальном сайте Президента РФ, впервые указаны те места, в которых речь Президента сопровождалась аплодисментами. В ходе часовой речи аудитория в Мраморном зале Кремля 46 раз аплодировала Путину. Это на 11 раз меньше, чем в ходе аналогичного ежегодного послания Буша, произнесенного американским президентом в январе. Интересно, какой счет будет через год, когда нынешние президенты России и США — Владимир Путин и Джордж Буш ¬ — произнесут свою финальные ежегодные послания?
 


Виктор МАРТЬЯНОВ,
кандидат политических наук,
ученый секретарь Института философии и права УрО РАН
 



 

 

23.06.06

 Рейтинг ресурсов