Демидовское наследие сегодня: дань традиции на пути модернизации

 
 

Год 350-летия основателя знаменитой династии Никиты Демидова — Никиты Демидовича Антуфьева (Антюфеева) — помимо юбилейных торжеств по всей стране стал и поводом для серьезных размышлений о судьбе наследия этого необычного человека. В широком смысле слова, наследие это — традиция деятельного патриотизма, удачного предпринимательства, способствующего росту национального престижа, пополняющего не только частный карман, но и казну государства. Эти качества и сегодня остро необходимы российской промышленности, а также тем, кто ее развивает и ею управляет. Поэтому состоявшуюся недавно в Екатеринбурге и посвященную Демидовскому юбилею Международную научную конференцию «Промышленная политика в стратегии российских модернизаций XVIII– XXI вв.» смело можно назвать мероприятием своевременным и актуальным.


 



 

Инициатором конференции выступил Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, получивший необходимую организационную поддержку администрации губернатора Свердловской области и областного правительства. Целью конференции стало научное осмысление и обсуждение роли промышленной политики в обеспечении экономического роста России, ее национальной безопасности, в становлении и защите государственности и национальной идентичности. Междисциплинарный характер форума, заданный самой темой разговора, подтвердило участие в нем историков, экономистов, организаторов производства, политологов, философов, юристов из 37 городов России и зарубежья. На «карте» конференции были представлены Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Тула и другие города России, Минск, Астана, Чанчунь (КНР), Сидней (Австралия).
 

Участников пленарного заседания в конференц-зале Дома правительства Свердловской области приветствовал первый заместитель председателя правительства, министр промышленности, энергетики и науки В.А. Молчанов, говоривший о нынешних успехах экономики (прежде всего металлургии) Среднего Урала. Важность конференции отметил заместитель председателя УрО РАН член-корреспондент Российской академии наук Э.С. Горкунов, приветственную телеграмму прислал председатель Демидовского комитета и комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи В.А. Язев.
 

От имени потомков рода Демидовых и Международного Демидовского Фонда выступила ответственный секретарь Фонда Н.Г. Демидова, назвавшая конференцию знаковым явлением, актом высшей справедливости в восстановлении исторической правды. Никита и его сын Акинфий Демидовы создали мощную горно-промышленную империю, их род стал символом российской предприимчивости, российского богатства и российской щедрости. Еще при жизни Н. Демидова его металл стал вывозиться за границу. Рассказывают, что в Лондоне все еще целы дома, крытые невьянским железом, которое до сих пор не проржавело. А Петр I велел Адмиралтейству брать для нужд российского флота, своего любимого детища, только железо с Демидовских заводов. Богатейший промышленник, государственный человек Никита Димидов просил величать себя скромно: «кузнец и оружейных дел мастер» и оценивать свою жизнь завещал по делам — не случайно на фамильном гербе рода прописан девиз: «Acta non verba».
 

Научную часть пленарного заседания открыл программный для всей конференции доклад директора ИИА УрО РАН академика В.В. Алексеева «Промышленная политика в стратегии российских модернизаций XVIII — XXI вв.». Промышленная политика — один из продуктов и ведущих факторов модернизации общества, важнейший элемент социальной практики — как в прошлом, так и в настоящем, да и в обозримом будущем. Поэтому необходимы специальные исследования по этой теме, но лишь в последнее время, в том числе и усилиями уральских историков, понятие промышленной политики вводится в научный обиход. В России общемировой процесс модернизации шел своим специфическим путем. Начало ему положила эпоха Петра I и сформировавшиеся тогда институты государственного предпринимательства, внеэкономические формы принуждения в развитии промышленности. Петровский государственный протекционизм смягчался при Екатерине II и Александре I, вновь возрождался в николаевскую эпоху — эти колебания стали отличительной чертой российской промышленной политики XVIII — XIX вв. В некую систему промышленная политика сложилась лишь в последнюю четверть позапрошлого века, и лишь в 1905 г. было создано специальное Министерство торговли и промышленности. Следствием стали высокие темпы экономического роста, хотя в мировом масштабе Россия оставалась по преимуществу аграрной, индустриально неразвитой страной.
 

После революции большевики, естественно, должны были разработать собственную экономическую стратегию. Но, изучая ее теперь, — подчеркнул В.В. Алексеев, — историки должны понимать генетическую связь промышленной политики Российской империи и Советской России. Мобилизационный тип экономики, сложившийся в первые годы Великой Отечественной войны, наследует принципы государственного протекционизма в царской России. Действительно, было создано плановое хозяйство, но, провозглашая плановость, на практике ее сочетали с экспериментами и волюнтаристскими решениями, которые часто заводили страну в экономический тупик. Так уже официально признано, что экономическая политика Е.Т. Гайдара, торопившегося приобщить Россию к постиндустриальной цивилизации, привела к гибели половины промышленного потенциала страны. На самом деле даже на Западе постиндустриальная стадия развития общества еще не достигнута — «тяжелые» и «грязные» производства просто выносятся за границы развитых стран. Нужно диалектически подходить к оценке плановой системы, роли планирования в промышленной политике. Советскому Союзу плановая система (конечно, принявшая при Сталине недопустимо жесткие формы) помогла остаться на плаву во времена великой депрессии и победить в Великой Отечественной войне. Сегодня вновь возрождающаяся наша экономика должна стать экономикой знаний, и способствовать этому должна не просто история промышленности, а научная теория промышленной политики. (На Интернет-сайте «Кремль.org» (www.kreml.org) опубликован отрывок из выступления на этой же конференции главы Экспертного совета консультационного центра «Департамент политики» А. Белоусова. Он настаивает на выработке не только теории, но единой государственной идеологии промышленной политики, которая, например, может быть сформулирована в виде системы национальных промышленных проектов, включающей как приоритетные отрасли, так и отдельные объекты. В свою очередь государственная идеология промышленной политики была бы особым лоббистским инструментом для промышленников и региональных властей, которые стали бы ее реальными субъектами).
 

В пленарном докладе «Трансформация региональной промышленной политики в условиях глобализации экономики» директор Института экономики УрО РАН академик А.И. Татаркин говорил о той же необходимости цельной и последовательной государственной промышленной политики — но уже с точки зрения экономиста. Поскольку федеральные власти предпочитают переложить эту задачу на регионы, региональная промышленная политика оказывается в центре внимания. Многоаспектная по своей природе, она включает технологическую, нравственную, эстетическую и другие составляющие, сама при этом являясь не целью, а средством реализации конкурентных преимуществ региона. Как раз на этом направлении Россия сейчас занимает одно из последних мест в мире.
 

Промышленная политика должна основываться на структурной модернизации экономики, ведущей к возрастанию удельного веса наукоемких технологий, сферы услуг и инфраструктур и уменьшению роли материального производства. Тогда как сама модернизация нацелена на социализацию и гуманизацию общества. России пора отказываться от отживших экономических укладов и технологических систем, развивать обрабатывающую промышленность и сокращать добывающую. Поскольку государство остается главным гарантом экономической модернизации, нужна оптимальная модель отношений государства и промышленности — способной к саморазвитию, то есть имеющей для этого собственные средства. Глобализационные тенденции выражаются в перестройке системы управления и промышленной политики. Во всем мире сейчас принято рассматривать уже не отрасли, а виды экономической деятельности — новые организационные формы и новые субъекты промышленной политики (пример — система кластеров в рамках определенной территории и т.д.). То есть, дело — за прогрессивными формами экономической организации.
 

Во второй части пленарного заседания выступили молодые специалисты, представив также как экономическую, так и историческую составляющие этой конференции. Доктор экономических наук Т.В. Зимина (ИЭ УрО РАН) сделала сообщение «Технологическая модернизация производства: опыт акционерных обществ работников (народных предприятий)». Доктор исторических наук Е.Г. Неклюдов (Нижний Тагил) прочел доклад «Демидовы: «заводская биография» рода в контексте истории уральской промышленности». Впрочем, «империя Демидовых» развивалась, а затем пришла в упадок в масштабах всероссийских. История этого рода и принадлежащего ему капитала — драматический процесс, иллюстрация к истории всей страны и, опять же, российской промышленной политики, ценный исторический опыт, модель для изучения закономерностей крупного предпринимательства, которые действуют и сегодня.
 

В течение дня работали три секции конференции: «Промышленная политика в контексте социально-экономических трансформаций России XVIII — начала XX веков», «Промышленная политика как фактор советской модернизации» и «Модернизация промышленного комплекса России в постсоветский период». Как в теоретическом, так в конкретно-историческом плане на секциях были рассмотрены факторы формирования, механизмы и результативность реализации промышленной политики, ее роль в обеспечении российских модернизаций и национальной безопасности страны. Логическим продолжением и дополнением разговора послужит следующее мероприятие «Демидовского» юбилейного года — II Невьянские исторические чтения «Проблемы региональной самоидентификации горнозаводского населения Урала XVII– XXI вв.», которые пройдут в декабре этого года под эгидой Невьянского государственного историко-архитектурного музея.
 


Е. ИЗВАРИНА
 


На фото:

 

Фото А. Игумнова.

Сейчас возле подножия знаменитой Невьянской башни стоит памятник, на котором Петр Великий и Никита Демидов вместе прозревают великое будущее страны.
 


Фото А. Игумнова
 



 

 

08.08.06

 Рейтинг ресурсов