Быть ли России "страной городов"?

 
 

По инициативе факультета экономики, управления и права Южно-Уральского государственного университета и при активном содействии Института экономики Уральского отделения РАН в Миассе прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы устойчивого развития городов России». Участниками ее стали ведущие специалисты и ученые, представители областной власти и местного самоуправления Челябинской области, Башкирии и некоторых других республик, Москвы, Екатеринбурга, Уфы, Казани, а также исследователи из Германии и Великобритании. Среди организаций, чьи представители выступили с докладами в Миассе, — институты экономики и минералогии УрО РАН, крупнейшие университеты и академии Челябинска и Екатеринбурга, московский фонд «Институт экономики города» и Финансовая академия при Правительстве Москвы, ФГУП ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» и др.
 

Конференция работала в форме «круглых столов», на которых обсуждались проблемы социально-экономического развития, городского бизнеса, работы финансово-кредитных институтов, вопросы права, местного самоуправления, истории и социально-культурного развития городов России. Отдельный круглый стол был посвящен экологическим вопросам (в частности, В.Н. Удачиным из Института минералогии УрО РАН и Б. Вильямсоном (лондонский Музей естественной истории) был представлен доклад «Экологическая геохимия городов Южного Урала на примере Карабаша и Миасса»).
 

В преамбуле принятой по итогам конференции резолюции отмечается, что на сегодняшний день экономические реформы не привели к становлению в России сильных и конкурентоспособных городов и их сетей. Города большей частью лишены инициативы собственного развития и попали в зависимость от решения бесконечных текущих проблем, «понятия инициативы и воли, государственного мышления постепенно вымываются и не находят своих носителей на уровне российских городов. …Необходимо усиливать город как центр принятия решений, как центр инновационной активности и экономического развития. Необходимо вновь обратиться к идее суверенитета, но суверенитет должен быть дополнен ответственностью и работать на жителей городов». С другой стороны, необходимо наделить законодательной инициативой союзы городов (организации такого рода уже есть в стране, но пока разобщены и большой роли не играют). Пока же вниманием центра пользуются только центры субъектов Федерации и некоторые города-доноры, не разработана система комплексной сравнительной оценки социально-экономического потенциала городов внутри страны и система индикаторов для межстранового сопоставления, региональные программы развития слабо ориентированы на раскрытие потенциала городов, отсутствует дифференциальная национальная концепция развития разных категорий поселений. Эту проблему затронули, например, доклады Е.Д. Игнатьевой (ИЭ УрО РАН) «Типология муниципальных образований как инструмент анализа устойчивости социально-экономического развития» и Т.И. Волковой (ИЭ УрО РАН) и И.А. Усольцева (УрГУ) «Институциональные факторы устойчивого развития наукоемких территорий». Вот некоторые рекомендации конференции: разработать концепцию развития российских городов; принять основополагающий документ, представляющий собой полный и систематизированный свод основных правил местного самоуправления (возможно — Муниципальный кодекс Российской Федерации); совершенствовать механизм судебной защиты интересов городов, содействовать разграничению полномочий органов государственной и муниципальной власти в сфере местного самоуправления; установить основные цели, приоритеты и направления демографической политики; в области экологических проблем — ускорить принятие закона Челябинской области об охране окружающей среды.
 

Если эти инициативы поддержат в равной мере федеральные, региональные и муниципальные власти — тогда и можно будет говорить о соединении реальных усилий по устойчивому развитию российских городов.
 


По материалам конференции — Е. ИЗВАРИНА
 



 

 

08.08.06

 Рейтинг ресурсов