Люди и память

 
 

Невьянск — старинный город, история которого ведет отсчет с 1701 года, и в то же время достаточно типичный для Урала. Когда речь заходит о нем, то собеседники обязательно задают вопрос о знаменитой невьянской «падающей» башне. И действительно, среди подобных сооружений по архитектурной, культурной и исторической значимости она идет вслед за всемирно знаменитой Пизанской. Башня и поныне остается «живым» символом могущества демидовского рода. Но многие вопросы еще остаются без ответа. Кто построил башню — уральский мастеровой или зодчий из Европы? Наклон башни — воля заказчика, замысел архитектора или оплошность строителей? Вопросы эти остаются без ответа, хоть и постоянно в центре внимания исследователей.
 

Но у города есть и другая история. Значителен вклад Невьянска в оборону страны в годы Великой Отечественной войны. Уже в первые ее дни на башне появился кумачевый транспарант «Все для фронта! Все для победы!». Городская промышленность срочно начала перестраиваться на военные рельсы. Невьянский механический завод ежесуточно отправлял на запад до 40 вагонов боеприпасов. За короткое время фронтовые бригады увеличили выработку в 3–4 раза, фронт стал получать до миллиона снарядов в месяц. В 1942 г. завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1945-м — орденом Ленина. Верхнейвинский завод «Вторцветмет» поставлял оборонной промышленности стратегическое сырье, Невянский цементный поставлял фронту особо прочные марки цемента для строительства оборонительных сооружений.
 

На войну уходили фронтовые бригады в полном составе. Их место занимали женщины и подростки. В общей сложности Невьянск мобилизовал на фронт две дивизии бойцов. Почти половина их них не вернулась с войны. Почти каждая семья потеряла кого-то из близких. Да, неимоверные усилия тружеников тыла и фронта увенчались великой Победой — но в сердцах людей осталась боль утрат и желание увековечить память тех, кто отдал жизнь за Победу. Было решено возвести общегородской мемориал с Вечным огнем, но финансов долгие годы все не находилось. Лишь к 40-летию Победы инициативная группа во главе с первым секретарем ГК КПСС Геннадием Петровичем Пономаревым, председателем горисполкома Аркадием Андреевичем Малышевым и директором Механического завода Виктором Васильевичем Хохановым сдвинула дело с мертвой точки. Благодаря их настойчивости и упорству в городских обязательствах на 1984 г. было записано: «Начать строительство мемориального комплекса и завершить его к 9 мая 1985 г.». Чтобы найти единомышленников, инициативная группа пригласила посетить город депутата Верховного Совета СССР от Свердловской области, командующего войсками УрВО, генрал-полковника Ивана Андреевича Гашкова, который не только принял это предложение, но и обещал помочь в решении благородной задачи. По возвращении в Свердловск он вызвал меня к себе.
 

Обаятельный и интеллигентный человек, он распросил меня о делах, а в конце беседы сказал: «Был я вчера в городе Невьянске, встречался с руководителями и тружениками города. Вы знаете, какой интересный они подняли вопрос? Ко дню 40-летия Победы создать мемориальный комплекс и увековечить память не вернувшихся с войны своих земляков. Вы сможете поехать туда, выслушать их предложения и подсказать, с чего надо начинать и как сделать? Информируйте меня, как будут идти дела».
 

Я выехал в Невьянск, встретился с первым секретарем ГК КПСС Г.Н. Пономаревым, председателем горисполкома А.А. Малышевым, их заместителями Ю.Ю. Арсеньевым и В.М. Масленниковым, другими работниками администрации города, ветеранами войны. Я сразу же почувствовал их боевой настрой и понимание сложности задачи. Они рассказали о своих замыслах, затем мы вместе прошли на предполагаемое место расположения мемориала в городском сквере, рядом с заводом. Мы договорились о создании оперативной группы, которая подготовила бы предложения для совместного рассмотрения и утверждения.
 

Практически именно с этой встречи начался процесс проектирования — надо сказать, шел он необычно: проектная документация готовилась на месте эскизно, а затем дорабатывалась в институте. 12 марта 1984 года после обсуждения на расширенном заседании был утвержден вариант компоновки и размещения мемориала, наиболее полно отвечающий замыслу.
 

Планом реконструкции городского сквера предусматривался перенос памятника В.И. Ленину, обелисков и оград с братской могилы, ликвидация фонтана. Эти в морально и психологически непростые вопросы после неоднократного обсуждения и консультаций были согласованы со всеми общественными организациями. С наступлением теплого времени начались подготовительные работы по реконструкции сквера и строительству мемориала, в которых принимали участие почти все трудовые коллективы и жители города.
 

Одновременно представители рабочей группы совместно с городским военным комиссариатом формировали списки погибших на войне невьянцев. Вначале их насчитывалось 400 человек, когда же о создании мемориала написали газеты, жители города стали приносить документы о гибели своих близких и родных в штаб. Каждая семья хотела, чтобы их близкие были увековечены на родной земле. Отказать людям в этой святой просьбе было невозможно, хотя это потребовало корректировки проекта — увеличения числа памятных плит — а сроки поджимали. В результате на памятнике перечислены 1900 имен и фамилий.
 

Надо сказать, что на всех этапах работы неувязки и трудности разрешались спокойно, по-деловому, не было волокиты и равнодушия. Особенно это было заметно на завершающем этапе, в конце апреля — начале мая 1985 года.
 

Оказать посильную помошь строительству мемориала люди шли семьями, и стар и млад. Все свидетели этой поистине народной стройки не забудут трудового подъема, чувства причастности к великому делу. Именно поэтому всего за 11 месяцев удалось пройти полный цикл — от проектирования до воплощения, и 9 мая 1985 г. при большом скоплении жителей и гостей города состоялось открытие мемориала. В Невьянск была доставлена священная земля из городов-героев Москвы, Ленинграда, Волгограда, Киева, Севастополя, крепости-героя Бреста. Фронтовики в присутствии тысяч горожан заложили капсулы с землей в тумбы мемориальных щитов с именами погибших. Эстафету приняли труженики тыла: Герой Социалистического труда Виктор Александрович Балмашев зажег Вечный огонь славы факелом от пламени печи №1, за годы войны давшей металл для миллионов снарядов.
 

А люди все шли и шли. На глазах у многих были слезы скорби и благодарности, к плитам с фамилиями пройти было невозможно. Венки, цветы — и стоящие в скорбном молчании люди. Каждый хотел отдать дань памяти не вернувшимся с войны, но не забытым землякам. И сегодня, мысленно возвращаясь к тем дням, я каждый раз переживаю эти события. Хочется еще раз выразить благодарность тогдашнему руководству города, членам инициативной группы, штабу строительства за их настойчивость и организаторское умение. Безусловно, таких дел остро не хватает сегодня в патриотическом воспитании молодежи.
 

У Невьянска — богатые традиции. И среди них есть теперь и традиция в день Победы возлагать цветы и отдавать дань светлой памяти павшим землякам.
 


А.В. КЛИНОВ, полковник в отставке
 

На фото: в день открытия мемориала.

На фото: в день открытия мемориала.



 

 

31.08.06

 Рейтинг ресурсов