Глобальное потепление климата: российско-британский взгляд

 
 

В конце сентября в Екатеринбурге стартовала двухгодичная научная программа Британского Совета по проблемам изменения климата. Планируется проведение семинаров и конференций для ученых, представителей бизнеса, власти и некоммерческих организаций, состоится обмен визитами между представителями научных организаций двух стран.


 



 

Первым событием в рамках программы стала фотовыставка «Север – Юг – Восток – Запад: панорамный взгляд на изменение климата» в Свердловском областном краеведческом музее. 28 сентября ее открыли Джеймс Кеннеди, директор Британского совета в России, специально прибывший по этому случаю в Екатеринбург, и заместитель министра культуры Свердловской области О.П. Губкин. На экспозиции представлены фотографии из десяти стран мира, сделанные десятью фотохудожниками из легендарного агентства «Magnum Photos», которое всегда было ориентировано на социальные проблемы. Его фотохудожники объездили всю планету, фиксируя вооруженные конфликты и никому не известные аспекты мирной жизни. В выставке приняли участие известнейшие фотографы «Магнума», в частности американец А. Уэбб, известный уникальными цветами своих работ, и лондонский фотожурналист И. Берри. Выставка стартовала год назад в Лондоне и уже посетила более 60 музеев. Планируется, что она пройдет в более чем ста городах мира, а ее аудитория составит около 10 миллионов человек.
 

11 октября в Британском совете состоялось заседание круглого стола «Региональный аспект выполнения Киотского протокола» с участием британского специалиста в области экологической политики и устойчивого развития профессора Эндрю Флинна (Кардиффский университет, Уэльс) и его аспиранта Хироши Хамасаки (Япония). Наряду с Британским советом организаторами круглого стола стал Институт региональной энергетики УГТУ-УПИ. Открыли заседание генеральный консул Великобритании в Екатеринбурге Кевин Линч и директор Института региональной энергетики УГТУ-УПИ В.А. Бегалов.
 

Как отметил Кевин Линч, проблема изменения климата относится к числу приоритетов британского правительства. Один из путей достижения климатической безопасности — пропаганда перехода к устойчивому развитию мировой экономики с низкой карбоноемкостью продуктов производства. И неслучайно круглый стол по этой проблеме проводится на Урале, в промышленном сердце России, где экологические проблемы стоят очень остро.
 

Профессор Э. Флинн и Х. Хамасаки выступили с презентацией «Международный опыт подхода к выполнению Киотского протокола». Как известно, в соответствии с Киотским протоколом в 2008 –2012 гг. выбросы парниковых газов, прежде всего углекислого газа, должны быть снижены в Европе на 8%, в Японии – на 6% по отношению к 1990 г. Есть три способа решения этой задачи: реализация внутренних стратегий, например, введение налогов на выбросы парниковых газов, заключение международных договоров о «чистом» развитии, объединение первого и второго. Как показывает опыт, разработка стандартов, контроль за их соблюдением и введение санкций — неэффективный и затратный метод. Сейчас более популярны фискальные меры, например, введение так называемого углеродного налога. Размер этого налога может устанавливать правительство. Однако, по мнению докладчиков, более эффективный метод — торговля квотами на выбросы, когда цены на углерод устанавливает рынок.
 

Есть предприятия, которые способны снизить свои углеродные выбросы даже более существенно, чем того требует Киотский протокол. Другие в силу особенностей своих технологий не в состоянии достичь требуемых показателей. Первые могут накапливать свои резервы по выбросам, или квоты, и затем продавать вторым. Таким образом, каждая компания принимает решение, как ей поступить. Европейская схема торговли квотами распространяется на все страны и отрасли, за исключением авиационной промышленности. Изучение британского рынка продаж свидетельствует, что торговля квотами может успешно работать. Причем Великобритания по снижению парниковых выбросов идет впереди других европейских стран, многие из которых не выполняют обязательств по Киотскому протоколу из стремления защитить своих производителей.
 

В Японии ситуация другая. Там работа по энергосбережению идет давно, и экономика отличается высокой энергоэффективностью. Сложность для японцев состоит в том, что им трудно еще больше снизить выбросы. Нет такого зазора для совершенствования, как в других странах. Поэтому для Японии торговля квотами неэффективна, нужны другие экономические механизмы.
 

Некоторые результаты инвентаризации парниковых газов и промышленных выбросов в Уральском регионе были представлены в докладе А.П. Кулигина (Уральский центр экологии и энергосбережения). Региональный компонент выполнения Киотского протокола предполагает инвентаризацию парниковых газов, прогноз их эмиссии, учет существующих трендов, перспектив и резервов, прогноз экономического развития, выработку политики, принятие региональных программ и проектов, широкое внедрение систем учета и регуляции потребления топливно-энергетических ресурсов в ЖКХ, информационно-образовательную работу. В Свердловской области разрабатываются сценарии развития ситуации, программы повышения энергоэффективности.
 

16 субъектов РФ уже провели инвентаризацию парниковых газов по собственной инициативе. Региональная инвентаризация может служить индикатором для национальной, особенно в передовых регионах, дополнять и развивать методики инвентаризации. Региональный компонент выполнения Киотского протокола реализуется и в других странах, например, разработан для Ванкувера (Канада).
 

Директор Института промышленной экологии УрО РАН В.Н. Чуканов, выступивший с докладом «Антипарниковый эффект кластеризации парниковых газов», по его собственным словам, внес в обсуждение некоторый диссонанс. По его мнению, Киотский протокол не имеет отношения к глобальному изменению климата. Исследования методами молекулярной динамики кластеризации парниковых газов приводят к неожиданному результату — антипарниковому эффекту и немалому. А этот эффект в расчеты энергетического баланса Земли не входит.
 

Традиционно энергетический баланс планеты рассчитывается на основе рассмотрения молекул в одиночном состоянии, без учета того, что они объединяются в агрегаты, или кластеры. Главный парниковый газ – это вода. В результате кластеризации молекул воды парниковый эффект не усиливается, а снижается. Более того, когда на этот кластер садятся молекулы других парниковых газов – углекислого, метана, он снижается еще больше. Получается своеобразная цепная реакция: парниковые газы, захваченные кластерами воды, нейтрализуются и не дают вклада в парниковый эффект. К тому же, агрегат из молекул воды и прочих парниковых газов может адсорбировать другие молекулы с тем же эффектом. Такие кластеры обладают большой устойчивостью и становятся ядрами образования стабильных капель, в результате происходит естественное вымывание атмосферы, ее очищение. Что касается глобального потепления климата, то на протяжении истории Земли известны циклы, когда климатические изменения были гораздо более существенными, чем сегодня, вне зависимости от действия антропогенного фактора.
 

На заседании круглого стола выступили также представители промышленных предприятий и ЖКХ Свердловской области. Многие отметили, что пока добиться существенного улучшения технико-экономических показателей в плане снижения выбросов нереально, слишком велики затраты.
 

В ходе последующего обсуждения участники не пришли к полному единодушию, и это вполне естественно: ученые, изучающие парниковый эффект физическими методами, стремятся проникнуть в суть явления, а специалисты в области энергетики смотрят на проблему прежде всего с экономических позиций. Как заметил председатель заседания директор Института региональной энергетики УГТУ-УПИ В.А. Бегалов, когда рядом «КАМАЗ» пускает черный ядовитый дым, оптимистические результаты ученых не слишком обнадеживают. Независимо от того, существует парниковый эффект или нет, загрязнение окружающей среды приняло катастрофические размеры, и бороться с этим надо всем миром, в том числе и снижать выбросы углекислого и других парниковых газов, даже если они не влекут глобального потепления.
 


Е. ПОНИЗОВКИНА
 

На фото:

 

Профессор Э.Флинн и Х. Хамасаки.

профессор Э.Флинн и Х. Хамасаки.

 

 

Идет дискуссия.     Идет дискуссия.

Идет дискуссия.



 

 

01.11.06

 Рейтинг ресурсов