Отдать долги природе

 
 

Висимскому биосферному заповеднику – 35 лет

 

2 октября в Институте экологии растений и животных прошла всероссийская научная конференция «Экологические исследования в Висимском биосферном заповеднике», посвященная 35-летию заповедника и 90-летию государственной заповедной системы России. Открыл научный форум директор ИЭРиЖ академик В.Н. Большаков. Академический институт и заповедник связывают давние творческие связи, в Висиме ведут исследования многие сотрудники ИЭРиЖ и Ботанического сада. Их результаты и были представлены на конференции. Вот лишь некоторые из обсуждавшихся тем: экологический анализ последствий крупномасштабных природных нарушений для лесов Висимского заповедника, оценка качества среды в заповеднике и в зоне влияния техногенных полютантов от предприятий цветной металлургии, особенности микроклимата в экосистемах таежных лесов Среднего Урала, динамика численности различных представителей флоры и фауны заповедника и многое другие. Обсуждались также актуальные проблемы заповедного дела и экологического просвещения, меры поддержки заповедных территорий, реализация Севильской стратегии в Висимском заповеднике.
 

3 октября в г. Кировграде состоялось торжественное заседание, где с докладом об истории и сегодняшнем дне заповедника выступил его директор А.С. Мишин. Публикуем доклад с некоторыми сокращениями.
 

Научная конференция, посвященная юбилейным датам, впервые проведена совместно с Институтом экологии растений и животных УрО РАН под знаком консолидации наших усилий в деле охраны природы, в разработке фундаментально-прикладной проблемы устранения противоречий между сохранением и эксплуатацией природных ресурсов. В поисках путей устойчивого развития 35 лет участвует и Висимский заповедник.
 

Первобытные леса, типичные для горнозаводского Урала ландшафты и животный мир, редкие виды растений и животных, близость к Екатеринбургу с его крупным научным потенциалом, хорошие коммуникации, режим и устройство территории делают заповедник привлекательным для исследований.
 

Располагаясь в центре индустриального Урала и испытывая нагрузку от выбросов промышленных предприятий, заповедник является эталоном для района площадью более 5 000 квадратных километров. Эталон можно сравнивать с участками, где эксплуатация биологических ресурсов практически не ограничена. Само по себе описание эталона — это труд многих поколений ученых, значимость которого со временем только возрастает.
 

История заповедника восходит к 1946 г., когда он был открыт под названием «Висим» на площади 56 тысяч га. В 1951 он был закрыт, как и многие другие заповедники Советского Союза, хотя Свердловская область ходатайствовала о его сохранении.
 

Известны имена ученых, положивших начало изучению нашего природного наследия. Это сотрудники заповедника сестра и брат Н.М. и A.M. Грюнер, Н.Л. Неронова, а также свердловчане П.Л. Горчаковский, Н.А.Коновалов, М.Я. Марвин, А.Л. Дулькин, Н.Н. Данилов, М.Д. Пономарев, М.Е. Нежиховский, Л.А. Однокозова.
 

Висимский государственный заповедник Главохоты РСФСР (ныне подчинен Федеральной службе по надзору в сфере природопользования) был организован на основании постановления Совета министров РСФСР № 363 от 6 июля 1971 г. на площади около 10 тыс. га. За 35 лет его площадь неоднократно изменялась и в настоящее время составляет около 30 тыс. га. Решением Свердловского облисполкома в 1973 го. выделена охранная зона и установлен ее режим. Сейчас площадь охранной зоны 46,1 тыс. га. Заповедник расположен в Пригородном районе, на землях городов Кировграда и Верхнего Тагила. Свое имя заповедник получил по названию поселка Висим — родины писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.
 

В первые годы основное внимание уделялось организации территории: строительству зимовий вблизи пробных площадей и учетных маршрутов. Одновременно шла расчистка границ, устанавливались пограничные столбы, аншлаги, пункты хранения пожарного инвентаря. Позднее построены две пожарные наблюдательные вышки.
 

С 1972 г. разворачиваются исследования. Необходимо отметить особую роль Бориса Павловича Колесникова, Василия Артемьевича Кирсанова, Владимира Георгиевича Туркова, Регины Степановны Зубаревой, Веры Павловны Фирсовой в организации стационарных исследований. Они и представители следующего поколения, среди которых нельзя не выделить Олега Анатольевича Лукьянова, многое сделали для становления научных кадров и самого заповедника как научного учреждения. С 1976 г. в исследования включились сотрудники вновь созданного научного отдела заповедника.
 

Итоги работы за 10 лет подвела первая научная конференция, проходившая в Нижнетагильском педагогическом институте. Тогда же был принят план создания базы заповедника в Кировграде, который выполнялся в последующие 15 лет.
 

К 25-летию заповедник подошел с новыми результатами. В 1983 г. Свердловский облисполком принял решение об усилении режима охранной зоны заповедника. Были учтены наши предложения о запрете рубок леса по берегам рек с поселениями бобров, в местах глухариных токов. Более 12 тыс. га было переведено в леса первой группы. В 1993 г. было закончено строительство управления заповедника в г. Кировграде.
 

В 1995 г. в управлении открыт музей природы и оборудован лекционный зал. Материальная база заповедника была создана, что позволило стабильно вести работу по всем направлениям.
 

Однако с изменением экономической обстановки в стране большинство затрат на содержание заповедника вообще не финансировалось. Из-за низкой зарплаты штат сократился до критического уровня. В сложных условиях существенную помощь заповеднику оказала городская и областная администрация через экологические фонды. В 1995 г. был организован союз особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Урала, который способствовал консолидации усилий по поддержанию и усилению работы заповедников.
 

В 1995 г. произошло неприятное для заповедника событие — вывал леса в результате снежной бури 6 июня. Через три года по ветровалу прошел крупный пожар. Несмотря на все сложности, заповедник выстоял и продолжал стабильно работать.
 

Итоги работы за 1996–2001 гг. подвела очередная научная конференция. 30-летие заповедника отмечено расширением территории на 19 тыс. га, в том числе 7,5 тыс. га для биосферного полигона, и включением Висима в систему биосферных резерватов ЮНЕСКО. Правда, потребовалось личное участие председателя российского комитета МАБ академика В. Н. Большакова, чтобы протвести пакет документов, подготовленных сотрудниками, сквозь рогатки чиновников. В 2000 г. проведено очередное лесоустройство.
 

В этот период велись совместные исследования по грантам с сотрудниками Института экологии растений и животных УрО РАН, Ботанического сада, других заповедников, национальных и природных парков Урала. Изучение биоты заповедника дополняли ученые вузов области и институтов других федеральных округов.
 

По экологическому просвещению были установлены контакты с музеями, школами, станциями юных натуралистов, центрами дополнительного образования многих городов, что позволило заповеднику с 1997 г. четыре раза стать призером российского конкурса «Марша парков».
 

И, наконец, 2001–2006 гг. В феврале 2002 г. Полномочный представитель Президента РФ в УрФО П.М. Латышев в своей резиденции вручил нам сертификат ЮНЕСКО о включении Висимского заповедника в систему биосферных резерватов.
 

В этот период сотрудниками заповедника опубликовано 114 научных работ, сделано 58 докладов на 40 совещаниях. В заповеднике проводили исследования около 150 сотрудников из других учреждений, прошли практику 54 студента.
 

По экологическому просвещению прочитано 230 лекций, проведено около 200 экскурсий в музее природы, ближайшим краеведческим музеям переданы комплекты фотографий и тексты для оформления экспозиций о заповеднике. За последние 10 лет заповедник выпустил и распространил среди населения области 20 альбомов, методических разработок, брошюр и буклетов тиражом более 20 тыс. экз.
 

Главная проблема для ООПТ — это отсутствие единой государственной политики охраны природы. Не реализуется Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная правительством в августе 2002 г., — основной документ, необходимый для поддержания процессов биосферы в режиме естественной регуляции.
 

Не решен вопрос полноценного управления ООПТ в масштабах государства. Заповедники и национальные парки продолжают борьбу за выживание не как государственная система, а как отдельные учреждения.
 

От того, как мы будем решать эти проблемы, зависят наши успехи в обозримом и отдаленном будущем.
 

У нас есть внутренние резервы улучшения работы. По охране — это установление более тесных контактов с органами милиции, прокуратуры, лесного хозяйства, охотничьего надзора, рыбной инспекции. Многие сложности связаны с несовершенством законодательства, когда доказать браконьерство не представляется возможным.
 

Есть возможности улучшения экологического просвещения. Прежде всего, это формирование отдела экологического просвещения и создание печатного органа ООПТ Урала. Пока информация о заповедниках в СМИ появляется нерегулярно. И хотя сотрудники заповедника «Денежкин Камень» давно предлагают издавать общую газету, подвижек здесь не произошло.
 

На особо охраняемых природных территориях Свердловской области нет таких ярких представителей фауны, как зубр, уссурийский тигр, выхухоль, белый медведь, которые стали символами успехов системы и отдельных заповедников. Но у нас своя красота и достопримечательности.
 

На протяжении трех веков Урал не жалел сил для становления нашего государства, что, безусловно, сказалось на его природном потенциале. Настало время отдать долги природе Урала.
 

 

     

 

 



 

 

01.11.06

 Рейтинг ресурсов