Филологически преображенное время

 
 

На три дня в начале октября Екатеринбург вновь стал центром притяжения историков и теоретиков литературы. Настроение, особую атмосферу их встречи определил тот факт, что в нынешнем году одновременно работали VIII Дергачевские чтения — международная научная конференция «Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» и II всероссийская конференция «Литература Урала: проблема региональной идентичности и развитие художественной традиции». Их организаторами и радушными хозяевами выступили Уральский государственный университет им. А.М. Горького, Институт истории и археологии УрО РАН и Объединенный музей писателей Урала — в уютных особнячках екатеринбургского Литературного квартала проходили научные заседания.


 



 

Всего в них участвовало более 150 человек, в том числе 60 гостей из разных городов Урала, России, ближнего зарубежья. Естественно, основная направленность и круг тем каждой из двух конференций были строго определены и разграничены по специальным секциям. Но одновременно на разных уровнях общения происходило взаимовлияние и взаимопроникновение идей, концепций, методологии. «Объединяющим моментом», безусловно, послужила сама фигура профессора, первого декана филологического факультета УрГУ Ивана Алексеевича Дергачева. Обе вышеуказанные конференции продолжают и развивают различные аспекты его научных интересов.
 

Но, как сказал на открытии Чтений ректор УрГУ В.Е. Третьяков, движущая сила форума — не только память, но и связь времен, поколений. Сейчас главная педагогическая задача — воспитать настоящих граждан. И в этом отношении филологическая школа И.А. Дергачева является школой жизни для исследователей, поскольку ему было свойственно необходимое понимание нравственной основы деятельности как литератора, так и филолога. Декан филологического факультета УрГУ В.А. Гудов говорил об актуальности такого форума, поскольку он «образует не только культурный, но и геостратегический ландшафт, являет собой филологически преображенное время, а с другой стороны — пространство, которое нас объединяет». Заместитель директора Музея писателей Урала Р.С. Галеева приветствовала Чтения как «праздник науки, праздник просвещения, праздник культуры».
 

Пленарное заседание открыло сообщение М.И. Дергачевой (Новосибирск) о материалах по истории литературы Урала в архиве ее отца: работах, посвященных Д.Н. Мамину-Сибиряку и Ф.М. Решетникову, уральской поэзии, об издании этих трудов (в этом году солидной книгой вышла докторская диссертация Ивана Алексеевича «Д.Н. Мамин-Сибиряк в литературном процессе 1870–1890-х гг.»). Попутно слушатели узнали о характерных чертах, присущих исследовательскому методу И.А. Дергачева.
 

Уральский литературовед оставил немало трудов по истории и теории отечественной и мировой литературы. Развивая его положения, в этом году конференция «Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» прошла под флагом теории жанра. Обсуждались литературные эпохи и типы жанрового сознания, стратегии жанрового развития в русской и зарубежной литературах, жанры национальной литературы и фольклора и их региональная модификация, языковые и стилевые функции жанров.
 

На пленарном заседании представители уральской литературоведческой школы И.А. Дергачева, профессоры УрГУ Е.К. Созина и О.В. Зырянов представили доклад о проблемах жанрового развития литературы в его научно-педагогическом наследии. Углубленно изучая русский роман 70–90-х гг. позапрошлого века, Дергачев показал, в чем отличие жанровой формы романа Мамина-Сибиряка, а также предшествующих ему повестей и романов Ф. Решетникова от «матрицы» классического русского романа XIX в. и почему этот роман явился жанрообразующей формой для литературы века двадцатого. Дергачев не оставил теоретических трудов по развитию жанров лирической поэзии, но массу своих идей он подарил ученикам. Почерк Дергачева-исследователя отличает свобода поиска, жанр рассматривался в системе других литературоведческих и эстетических категорий, и не случайно сегодня его последователи обсуждают идею создания жанрологического словаря, своеобразного глоссария на основе трудов этого ученого в контексте современной науки.
 

Собственно теорию развивал в своем докладе «Проблема жанра в модернизме и авангарде» доктор филологических наук, профессор Уральского педагогического университета Н.Л. Лейдерман. По сути, жанр — это тип модели мира, он обеспечивает конструктивное единство произведения как модели мира. Жанры помнят о Космосе, поскольку большинство их генетически связано с мифологией мироустройства. Соответственно в переходную эпоху происходит разрушение жанра, и модернизм в этом смысле весьма показателен: определяющим становится стиль, а не род литературы. Смешение и трансформация жанров, распад на фрагменты, аморфный «поток сознания», расцвет антижанра (пародии) еще более характерны для постмодернизма. Но память жанра препятствует окончательному его разрушению, поэтому писатели-модернисты широко использовали, например, древнейшие — примитивные и сакральные — мотивы и подчас тяготели как раз к особо дисциплинирующим формам (многочисленные венки сонетов «серебряного века»)… Интерес присутствующих вызвали также доклады профессора РГГУ, главного редактора «Вестника гуманитарной науки» Ю.Б. Орлицкого «Русская прозаическая миниатюра: предыстория жанра», проф. УрГПУ С.И. Ермоленко «Семантика «пушкинского следа» в жанровой структуре романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», проф. УрГУ В.В. Эйдиновой «Анна Ахматова: слово как знак стиля и жанра хужожника».
 

Разговор о прошлом, настоящем и будущем жанра, причем с точки зрения теории и истории не только литературы, но также журналистики и критики, продолжался на секциях по литературе XI — XVIII, XIX и XX — XXI веков. В частности, представлены были сообщения: «Творчество выгских старообрядцев в контексте проблемы идентичности древнерусской культуры» (проф. УрГУ А.Т. Шашков), «Тенденции жанровой динамики в русской литературной критике XIX века» (доц. УрГУ Л.Н. Житкова), «Ясная Поляна — соавтор Л.Н. Толстого» (зам. директора Яснополянского дома-музея Л.Н. Толстого Т.Н. Архангельская), «Жанр «записных книжек» в русской литературе» (проф. Т.А. Снигирева и доц. А.В. Подчиненов, УрГУ), «Время и пространство в драматургии «новой волны» (О.Ю. Багдасарян, Екатеринбург), «Очерк на страницах журнала «Пермский пресс-центр» (1998—2004)» (доц. Пермского гос. университета Е.Г. Власова), «Глянцевые журналы: «власть языка» и «эротика текста» (доц. УрГУ М.Ю. Гудова) и т.д. Слушая доклады на заседании, посвященном русской литературе «серебряного века», нельзя было не провести параллель с нашим временем: вновь — грань веков, вновь — колебание, а то и смена политических, социальных, нравственных устоев, и вновь — смешение, диффузия, трансформация литературных жанров как показатель перемен в индивидуальном и коллективном сознании.
 

На заключительном пленарном заседании все выступавшие отмечали, что опыт совмещения двух конференций удался. Региональная (в частности, уральская) литература всегда существовала и существует в общероссийском и мировом контексте. Тот же принцип характерен для истории и теории литературы. Углубление в региональную проблематику, сосредоточение на творчестве отдельных писателей всегда базируется на синтезе уже имеющихся теоретических наработок и методологии, что немаловажно для создающегося сейчас академического свода истории литературы Урала.
 

Кроме того, новые грани и подходы в литературоведении имеют немалое практическое значение для развития региональной культуры, решения воспитательных и образовательных задач — об этом говорила главный специалист управления культуры г. Екатеринбурга Л.В. Петрова.
 

Но если сам литературный процесс объективно целиком и полностью вписан в разноязыкую партитуру своего времени, то работа литературоведа — создается такое впечатление — не всегда соприкасается с этим временем вживую... Не случайно закрытие Дергачевских чтений ознаменовалось небольшой стихийной дискуссией, показавшей, что, рассуждая в докладах о нравственных и духовных ценностях, участники конференций не всегда готовы к диалогу и подчас игнорируют довольно ясно определившуюся сегодня тенденцию сотрудничества православных (да и принадлежащих к другим конфессиям) и светских литературоведов. А ведь любой ученый форум подразумевает не только умение говорить, но и умение хотя бы выслушать оппонента.
 


Е. ИЗВАРИНА
 



 

 

01.11.06

 Рейтинг ресурсов