Евразийский биосферный заповедник на Урале может стать реальностью

 
 

MAB — Man and the Biosphere.
 

 

23–27 октября в Париже прошла 19-я сессия международного координационного совета программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (MAB — Man and the Biosphere), в которой принял участие председатель Российского комитета MAB академик Владимир Николаевич Большаков. Сегодня он делится впечатлениями об этом событии с читателями нашей газеты.


 



 

— На очередной сессии по программе MAB обсуждалось много вопросов, но я остановлюсь на тех, что представляют для нас особый интерес. Так, еще одному российскому заповеднику — Средневолжскому — был присужден статус биосферного. Поясню, что, по правилам ЮНЕСКО, заповедник, чтобы получить статус биосферного, помимо собственно заповедной зоны должен включать достаточно обширную охранную (буферную) территорию. Этому требованию удовлетворяет, например, Висимский биосферный заповедник, юбилею которого была посвящена публикация в предыдущем номере «НУ». Однако оно оказывается непреодолимым препятствием для многих заповедников, не имеющих такой зоны. Всего в нынешнем году биосферными были признаны 29 заповедников мира, из них 21 — в Мексике. Тем более приятно, что в число оставшихся восьми вошел Средневолжский заповедник, включающий широко известный Жигулевский заповедник, национальный парк «Самарская лука» и прилегающие к ним муниципальные земли. В России это первый случай создания биосферного заповедника путем объединения территорий разного природоохранного статуса. Прецедент очень важен для Урала, так как по этому пути может пойти и образование биосферного заповедника в связке: Ильменский заповедник — национальный парк «Тургояк» — муниципальные земли.
 

Еще более интересную идею высказал один из руководителей программы «Человек и биосфера» Томас Шафф. Речь идет об организации межконтинентальных биосферных заповедников. Уже обсуждаются планы их создания на границе Северной и Южной Америки, а также между азиатским и североамериканским континентами. Предполагается, что последний включит часть Чукотки и часть Аляски. По мнению Т. Шаффа, наиболее подходящее место для создания заповедника между Европой и Азией — Уральские горы. Эта мысль кажется мне исключительно перспективной, поскольку руководство Свердловской области прилагает большие усилия для придания нашему региону евразийского статуса. Я имею в виду и проект Большого Евразийского университета, который уже начал осуществляться, и статус Екатеринбурга как центра Евразии. В этом смысле создание на Урале первого межконтинентального биосферного заповедника — весомый вклад в реализацию этих планов, тем более что в Свердловской области есть заповедники и природные парки, расположенные как на европейской, так и на азиатской территории.
 

Следующая, 20-я сессия по программе MAB состоится в Мадриде в феврале 2008 г. В 2007 г. заканчивается срок членства России и ряда других стран, например, Белоруссии, Кубы, Чехии, в международном координационном совете (МКС), и их место займут страны, которые не имели статуса постоянных его членов. Однако за особые заслуги пребывание страны в координационном совете может быть продлено. Что касается России, возможно, этому будет способствовать то обстоятельство, что членом президиума МКС и его вице-председателем на второй срок избран от Восточной Европы российский представитель В.М. Неронов, мой заместитель по Российскому комитету MAB. Причем избран при активной поддержке Румынии, Чехии, Кубы, других стран, что свидетельствует об уважении к нашей деятельности.
 

На 19-й сессии МКС по программе MAB были также приняты важные положения о перспективах исследований по сохранению биоразнообразия, экономике и социологии регионов, относящихся к горным, засушливым, морским и прибрежным областям, а также тропических лесов. Конечно, для нас, уральцев, принятие стратегии развития горных регионов представляет особый интерес.
 


Записала Е. ПОНИЗОВКИНА
 



 

 

17.11.06

 Рейтинг ресурсов