Дни поэта и поэзии

 
 

В начале октября в Екатеринбурге параллельно с двумя крупными филологическими конференциями (см. «НУ», № 23–24) прошли Дни поэзии памяти Бориса Рыжего – талантливейшего уральца, очень рано и трагически ушедшего из жизни, сына известного геофизика Бориса Петровича Рыжего. Отчасти событие это можно назвать научным (филологи в рамках VIII Дергачевских чтений провели круглый стол, посвященный творчеству поэта), но в гораздо большей степени, говоря языком ученых, междисциплинарным, а еще точнее общегуманитарным, то есть общечеловеческим. Конференц-зал Храма-на-Крови, где дни открывались, едва вместил всех желающих — молодых и пожилых, обремененных званиями и степенями и живущих без них, верующих и не очень… Очевидно, что интерес к наследию Рыжего, впервые получившего широкое признание совсем не на Урале, неуклонно растет и на его «малой» родине, и не только. Неспроста, кроме близких людей, екатеринбургских писателей, ученых почтить память Бориса приехали москвичи: Евгений Рейн — целая эпоха в нашей словесности, представитель более молодого, но, возможно, не менее интересного поколения поэтов Сергей Гандлевский, голландский литератор и филолог Кейс Верхейл. Не случайно вечер в Храме начался замечательной песней Сергея Никитина на стихи Рыжего, как выяснилось, звучавшей в эти дни и перед публикой США, а другой столичный бард Андрей Крамаренко написал и с успехом исполняет целый цикл песен на стихи Бориса. И не без причины еще один именитый гость Екатеринбурга — патриарх авторской песни Дмитрий Сухарев назвал происходящее «не локальным, но общемировым праздником культуры».
 

…Три дня живой стихотворной речи, добрых и умных разговоров, пронзительных песен на газетных страницах подробно описать невозможно, да и вряд ли нужно. Поэтому в традиции нашего «Пен-клуба» предлагаем читателю подборку стихотворений Рыжего и гостей, а также фрагмент одного из екатеринбургских выступлений Евгения Борисовича Рейна. В конце концов, не каждый день его слово звучит на уральской земле, а тем более слово о явлении, на ней рожденном и достойном как минимум неравнодушия.


 



 

Из выступления Евгения Рейна на вечере памяти Бориса Рыжего (5 октября, Храм-на-Крови, Екатеринбург):
 

«…Поэзия — как бы объяснение того, что, по сути дела, объяснить невозможно. В том и состоит удивительное явление Бориса Рыжего, что он сказал это своими единственными словами, оказался той точкой, тем фокусом, в котором сошлись все влияния, все лучи, все необходимости поэзии — и сказал удивительно внятно, одновременно грубо и нежно, демократично и аристократично.
 

Почему — такой зал, почему у стены стоят люди? Значит, это нужно. Поэзия, мне кажется, живет некими приливами и отливами: то она собирает сотни тысяч людей на стадионах, ей аплодируют, то вдруг она куда-то отодвигается — к знатокам, к каким-то снобам, каким-то ювелирам, но она никогда не исчезает. Зачем она нужна? Потому что без нее непонятно, зачем и для чего жить, непонятно время, непонятны и грубые вещи, и философские вопросы. То есть мир расплывается, а потом — опять сужается в формулу. Что это за формула? Это — «двух соловьев поединок», какая-то «льдинка на ладони», как написано в стихах Пастернака.
 

На моей памяти были шестидесятые годы с ревущими стадионами, потом — очень талантливые, изысканные шутки авангардистов. И тут поэзия обмелела. Стихи Рыжего — надежда на новое воскресение поэзии. Это невероятно важно. Я видел его, может быть, раз десять-двенадцать в жизни. Он был человек образованный, человек глубокой мысли, и одновременно он нес в себе все надломленность, обреченность, трагичность времени, и за это поплатился. Это и был разрыв времени, вывих века, и это непреходящая, но совершенно естественная трагедия, над которой надо и зарыдать, и задуматься.
 

Невероятно важная фигура для нашей поэзии…»
 

 

Борис РЫЖИЙ

* * *
 

Июньский вечер. На балконе
уснуть, взглянув на небеса.
На бесконечно синем фоне
горит заката полоса.
А там — за этой полосою,
что к полуночи догорит —
угадываемая мною
музыка некая звучит.
Гляжу туда и понимаю,
в какой надёжной пустоте
однажды буду и узнаю:
где проиграл, сфальшивил где.
 

* * *
 

Рейн Евгений Борисыч уходит в ночь,
в белом плаще английском уходит прочь.

В черную ночь уходит в белом плаще,
вообще одинок, одинок вообще.

Вообще одинок, как разбитый полк:
ваш Петербург больше похож
на Нью-Йорк.

Вот мы сидим в кафе и глядим в окно:
Рыжий Б., Леонтьев А., Дозморов О.

Вспомнить пытаемся каждый
любимый жест:
как матерится, как говорит, как ест.

Как одному: «другу», а двум другим
он «Сапожок» подписывал: «дорогим».

как говорить о Бродском при нем нельзя.
Встал из-за столика: не провожать,
друзья.

Завтра мне позвоните, к примеру, в час.
Грустно и больно: занят, целую вас!
 

 

Евгений РЕЙН



Электричка 0.40

В последней пустой электричке
пойми за пятнадцать минут,
что прожил ты жизнь по привычке,
кончается этот маршрут.

Выходишь прикуривать в тамбур,
а там уже нет никого.
Пропойца спокойный, как ангел,
тулуп расстелил наголо.

И видит он русское море,
стакан золотого вина,
и слышит, как в белом соборе
его отпевает страна.
 

EXEGI MONUMENTUM

На пороге старости и жизни
Я хочу вам объявить одно:
Я был счастлив, ибо был в Отчизне
самое последнее звено
вервия, что заплетал Державин,
то, что Пушкин вывел к небесам,
никому по совести не равен,
потому что все придумал сам.
И пройдет еще одна эпоха,
выйдет в Ленинграде бедный том,
верный до единственного вздоха,
в черном переплете, в голубом.
 

* * *
 

Легкий снежок прогулки
Между двумя метро.
Все мы твои придурки,
Как без тебя мертво!

Что же! Бери за ворот
И говори: «Люби!»
Шелковый бант приколот,
Только не отступи.

Хочешь — стяну потуже?
Дай — распущу совсем!
Или верни мне душу,
Или назначь никем.
 

 

Сергей ГАНДЛЕВСКИЙ


* * *
 

Когда я жил на этом свете
И этим воздухом дышал,
И совершал поступки эти,
Другие, нет, не совершал;
Когда помалкивал и вякал,
Мотал и запасался впрок,
Храбрился, зубоскалил, плакал —
И ничего не уберег;
И вот теперь, когда я умер
И превратился в вещество,
Никто — ни Кьеркегор, ни Бубер —
Не объяснит мне, для чего,
С какой — не растолкуют — стати,
И то сказать, с какой такой
Я жил и в собственной кровати
Садился вдруг во тьме ночной…
 

* * *
 

Осенний снег упал в траву,
И старшеклассница из Львова
Читала первую строфу
«Шестого чувства» Гумилева.

А там и жизнь почти прошла,
С той ночи, как я отнял руки,
Когда ты с вызовом прочла
Строку о женщине и муке.

Пострел изрядно постарел,
И школьница хватила лиха,
И снег осенний запестрел,
И снова стало тихо-тихо.

С какою целью я живу,
Кому нужны ее печали?
Зачем поэта расстреляли
И первый снег упал в траву?
 

 

Дмитрий СУХАРЕВ


Самолетик

Целовались в землянике,
Пахла хвоя, плыли блики
По лицу и по плечам;

Целовались по ночам
На колючем сеновале
Где-то около стропил;

Просыпались рано-рано,
Рядом ласточки сновали,
Беглый ливень из тумана
Крышу ветхую кропил;

Над Окой цветы цвели,
Сладко зонтики гудели,
Целовались — не глядели,
Это что там за шмели;

Обнимались над водой
И лежали близко-близко,
А по небу низко-низко —
Самолетик молодой...
 

* * *
 

Известно ль вам, что значит — жечь
Стихи, когда выходит желчь
И горкнет полость ротовая?

В такой беде играет роль
Не поэтическая боль,
А боль животная, живая.

Сжигает птицу птицелов —
Гори, прозренье! Сколько слов
Безвестно в пламени ослепло?

Известно ль вам, как стоек дым
Стиха — и как непоправим
Набросок в состоянье пепла?

Горят не рукописи — мы
Палим собой давильню тьмы,
Себя горючим обливая.

И боль, которой мы живем,
Не поэтический прием,
Она — живая.
 

 

На фото:

 

Борис Рыжий.

Борис Рыжий.

 

 

Евгений Рейн дает автограф.

Евгений Рейн дает автограф.

 

 

Песню на стихи Бориса Рыжего исполняет Андрей Крамаренко.
Песню на стихи Бориса Рыжего исполняет Андрей Крамаренко.
Дмитрий Сухарев.
Дмитрий Сухарев.

 

 

Сергей Гандлевский.

Сергей Гандлевский.

 

 

(справа налево ) сестра Бориса Рыжего Ольга, мама Бориса Маргарита Михайловна,голландский славист Кейс Верхейл.

(справа налево ) сестра Бориса Рыжего Ольга, мама Бориса Маргарита Михайловна,голландский славист Кейс Верхейл.

 


Евгения ИЗВАРИНА
и Андрей ПОНИЗОВКИН
 



 

 

01.12.06

 Рейтинг ресурсов