Учебник как фактор интеграции

 
 

3 ноября в Москве состоялось вручение премии Правительства Российской Федерации в области образования. Лауреатом в номинации «За создание учебника «Экология» для образовательных учреждений высшего профессионального образования» стал большой коллектив авторов Уральского государственного политехнического университета – УПИ. Общую редакцию выполнили профессора, доктора технических наук Ю.Г. Ярошенко, Г.В. Тягунов, они же авторы ряда глав. Общее же руководство осуществил первый заместитель председателя УрО РАН, директор Института экологии растений и животных академик В.Н. Большаков. Вот как он прокомментировал это событие.


 



 

— Владимир Николаевич, награды такого уровня присуждались вам неоднократно. Чем нынешняя премия особенна?
 

— Прежде всего тем, что эта правительственная награда в области образования — первая в активе Уральского отделения Российской академии наук. Ранее подобного признания в нашем регионе удостаивались только учебные заведения.
 

Диплом и нагрудные знаки нам вручали первый заместитель председателя Правительства РФ Д.А. Медведев и министр науки и образования А.А. Фурсенко, подчеркнувшие в своих выступлениях необходимость действенной интеграции образования и науки. Я считаю, что создание учебника, написанного учеными вуза и академического института, и есть доказательство интеграции академической науки и высшей школы.
 

— Какие особенности отличают созданный вами учебник на фоне обилия самых разнообразных пособий по экологии?
 

— Уникальность нашего издания заключается в том, что мы сумели объединить темы узкотехнической направленности (природоохранная политика, инженерные методы и средства защиты гидросферы и т.д.) и самые общие постулаты экологии. Необходимость создания именно такого учебного пособия неоднократно обсуждалась в рамках Уральского отделения Российской экологической академии, возглавляемого одним из моих соавторов, профессором Г.В. Тягуновым. Моя задача состояла в том, чтобы определить основную мировоззренческую направляющую этого учебника и написать две основные главы по самым общим проблемам экологии, поскольку без важнейшего раздела «Биосфера и человек» невозможно адекватное восприятие частных вопросов. Наш учебник уже выдержал два издания: в 2000 и 2005 гг., а недавно поступило предложение выпустить в приложение к нему альбом со схемами и иллюстрациями.
 

— Какие проблемы возникали в процессе работы над учебником?
 

— Главная трудность заключалась в различии взглядов на экологию представителей биологических, общетеоретических и технических специальностей. Под экологией в настоящее время понимается очень широкий круг вопросов. Директор Института экологии Волжского бассейна член-корреспондент РАН Г.С. Розенберг на основании проведенного им анализа нескольких десятков определений понятия «экология» выделил несколько направлений, по которым фактически ведется в настоящее время работа ученых: классическая, техническая и социальная, гуманитарная экология. В этой связи я хотел бы обратить внимание на то, что в дисциплинах, далеких от биологии и экологии — политике, социологии — стало употребляться большое количество биологических терминов. Начнем с того, что сам термин «экология» когда-то обозначавший сугубо биологическое направление, сегодня используется в самых различных значениях — экология литературы и т.д. Некогда вполне биологическое понятие «популяция» в настоящее время активно используется общественными деятелями: словосочетание «депопуляция российского населения» стало самым распространенным при характеристике демографической ситуации в стране. Термин «мониторинг» первоначально применялся в значении «отслеживание изменений различных показателей растительного и животного мира», а сегодня в любой газете можно натолкнуться на «мониторинг криминальных происшествий» и т.п. Я считаю, что в учебниках очень важно отразить общебиологический смысл данных понятий.
 

Поскольку я являюсь представителем классического, фундаментального направления, а мои соавторы — преподаватели технического университета с несколько иными взглядами на экологические проблемы, самым сложным при написании учебника было найти точки соприкосновения. Необходимо было создать такое пособие, которое позволяло бы учащимся, с одной стороны, приобрести общее представление о биосфере и происходящих в ней процессах, а с другой — понять технические проблемы современной экологии. Но трудности оказались вполне преодолимыми, и результат нас всех удовлетворил.
 

— Какими видятся вам перспективы современного экологического образования?
 

— Совершенно очевидно, что без изучения экологии невозможно формирование полноценного специалиста в любой отрасли деятельности. Сорок лет тому назад академик С.С. Шварц утверждал, что воздействие человека на окружающую среду будет возрастать вне зависимости от того, хочет он этого или нет, и задача современной экологии — определить пути этого воздействия и осуществлять мероприятия по уменьшению негативного влияния. Сегодня можно констатировать, что его слова оказались пророческими. Идеи, заложенные Станиславом Семеновичем еще в середине прошлого века, полностью подтвердились. Это лишний раз доказало, что экология как наука нуждается в постоянном развитии.
 

 

На фото:

 

Академик Владимир Николаевич Большаков.

академик Владимир Николаевич Большаков.

 

 

Знак лауреата.

Знак лауреата.



 

 

30.11.06

 Рейтинг ресурсов