Промышленное освоение Урала: проблемы и перспективы

 
 

8 декабря состоялась научная сессия общего собрания УрО РАН. По традиции открывший ее председатель Отделения академик В.А. Черешнев поздравил юбиляров и вручил премии имени выдающихся ученых Урала 2006 года, а также высшую награду Отделения — Золотую медаль имени академика С.В. Вонсовского. (Список награжденных читайте в предыдущем номере «НУ). Кроме того, председатель рассказал о планах на будущий год — год 75-летия уральской академической науки.
 

Символично, что сессия проходила в Институте металлургии, с петровских времен составляющей основу экономики опорного края державы. Уральское металлургическое производство на подъеме и сегодня. Только в этом году в Свердловской области введены новые мощности по выпуску 2,5 миллионов тонн стали, а вообще экономическая мощь региона за последнюю пятилетку выросла в полтора раза. Такие данные привел губернатор Эдуард Россель во время встречи с президентом страны 4 декабря. Однако темпы роста могли бы быть выше, если бы не объективно сдерживающие факторы. Так, значительная часть сырья для металлургических заводов в регион поступает сегодня из-за границы, это далеко и дорого. Тогда как по некоторым подсчетам гораздо ближе, в своей стране, на Полярном Урале и прилегающих к нему территориях имеются огромные запасы твердых полезных ископаемых. Есть мнение, что если до них добраться, научиться извлекать и доставлять – регион, а с ним и вся Россия будут обеспечены необходимым сырьем на сотни лет вперед, мощнейший импульс получит машиностроение. Достижению этой цели призван служить мегапроект «Урал промышленный – Урал Полярный», уже получивший статус государственного. Речь идет о создании транспортного коридора, прежде всего железной дороги, по восточному склону Уральского хребта. Проект поддержан VII съездом партии «Единая Россия», прошедшим в Екатеринбурге в начале декабря. Связанным с ним проблемам, возможностям и была главным образом посвящена прошедшая сессия. Предлагаем читателям краткий обзор ее материалов.


 



 

Запасы и ресурсы

Доклад доктора геолого-минералогических наук К.С. Иванова (соавторы доклада — Н.В. Вахрушева, Е.В. Бурлаков) был посвящен месторождениям севера Урала и их значению для проекта «Урал промышленный — Урал Полярный».
 

 

Исследователи Уральского государственного горного университета, институтов геологии и геохимии, геофизики УрО РАН давно работают на Приполярном и Полярном Урале, ими получено множество серьезных результатов. В 2003 году большой коллектив ученых во главе с академиком В.А. Коротеевым за создание научных основ развития уральской рудной минерально-сырьевой базы был удостоен Премии правительства РФ. Особенно эти изыскания активизировались в 2005, после того как названный проект был одобрен президентом В.В. Путиным. С точки зрения академических специалистов полезных ископаемых на Севере действительно много и самых разных. К наиболее перспективным их видам, кроме месторождений углеводородов, относятся хром, железо, уголь, марганец, медь, золото, платина, редкие металлы, фосфориты, кварцевое, камнесамоцветное и строительное сырье и другие. Однако каким образом включить их в реальную экономику — вопрос сложный. В геологии есть понятия «запасы» и «ресурсы» — подчеркнул докладчик. Запасы — это то, что известно точно, ресурсы — то, что лишь предполагается. Так вот, прогнозы ресурсов по тем или иным причинам нередко завышаются, их надо уточнять, корректировать и строить планы на основе достоверных данных. Например, по представленным на одной из выставок данным подсчитана стоимость меди в зоне будущей железной дороги — 49 млрд. $ (причем подсчитана очень «точно», до тысяч долларов) — это при том, что ни одного месторождения меди (именно месторождения с утвержденными запасами) здесь пока нет. А речь может идти лишь о достаточно туманных по своим перспективам прогнозах, которые далеко не всегда оправдываются.
 

На самом деле оценка реальных северных запасов требует больших усилий. Полный цикл обычной последовательности геолого-разведочных работ в пределах конкретной территории составляет приблизительно 10–12 лет, но в связи с развертыванием проекта авторы доклада предлагают стратегию ускоренной разведки месторождений с продолжительностью цикла в 3–4 года.
 

У уральских академических специалистов есть ряд программ конкретной деятельности в этом направлении по таким темам, как «Оценка экономических рисков, связанных с выполнением проекта «Урал промышленный — Урал Полярный», «Геодинамика и эндогенная минерагения севера Урала», «Разработка региональной эколого-экономической модели управления водными ресурсами (пресными подземными водами ) запада Западной Сибири». Ученые не раз обращались с ними к властям, но ответа до сих пор не получили. Кирилл Святославович призвал собравшихся объединиться и действовать сообща, чтобы потенциал УрО в реализации проекта был задействован полноценно.
 

Нужен системный подход

«Стратегическая оценка экологических последствий интенсификации промышленного освоения Урала» — так назывался доклад члена-корреспондента РАН, директора Института промышленной экологии УрО РАН В.Н. Чуканова.
 

Строительство транспортного коридора по проекту «Урал промышленный – Урал Полярный» приведет к прорывному развитию региона и коренным образом изменит экономическую, социальную и экологическую обстановку на Полярном и Приполярном Урале и на севере Западной Сибири. Но, кроме этого, реализация проекта принципиально изменит и экологическую ситуацию в регионе.
 

Во-первых, изменится масштаб (географический охват) и интенсивность антропогенного воздействия на окружающую среду.
 

Во-вторых, изменится тип воздействия — экономика региона из моноотраслевой трансформируется в многоотраслевую. Вполне вероятно, что экологические проблемы вновь созданных отраслей промышленности окажутся серьезней привычных, традиционных экологических проблем нефте- и газодобывающих отраслей.
 

В-третьих, реализация проекта приведет к трансформации пространственной структуры антропогенно измененных территорий — от очагового характера к линейным объектам, расчленяющим территорию, что вызовет чрезвычайно многообразные и трудно прогнозируемые прямые и косвенные последствия.
 

Необходима хорошо продуманная системная деятельность по экологическому обоснованию и сопровождению инвестиционного проекта «Урал промышленный – Урал Полярный».
 

Создание инструментария стратегической экологической оценки (СЭО) последствий интенсивного промышленного освоения территорий и в России, и за рубежом находится на начальной стадии. В этих условиях российской науке предоставляется возможность разработать новое, не имеющее аналогов в мире направление решения поставленной научной проблемы. Речь идет не об адаптации известных подходов, а о разработке принципиально новой методологии стратегической экологической оценки крупных инновационных проектов, основанной на принципах системного анализа. Предпосылкой для успешного решения этой задачи прежде всего является наличие необходимых заделов фундаментальных знаний.
 

Институт промышленной экологии УрО РАН является ведущим в стране академическим институтом, осуществляющим системные междисциплинарные исследования проблем экологически неблагополучных территорий и имеет успешный опыт их решения. Разработанный в ИПЭ УрО РАН единый подход применяется как на локальном уровне (для отдельного предприятия), так и на уровне города, промышленной агломерации, региона в целом.
 

В результате исследований, выполненных при непосредственном участии и под научным руководством института, получен ряд принципиальных результатов, касающихся состояния радиационной обстановки в Уральском регионе, последствий долгосрочного радиационного воздействия на здоровье населения, определения ущерба, нанесенного радиационными авариями социально-экономической сфере радиоактивно загрязненных территорий. Впервые в отечественной практике институтом разработана и реализована методика расчета социального ущерба, нанесенного территории радиационными инцидентами, рассматривающая проявления социальной деградации по качеству (состоянию инфраструктуры) и уровню жизни (степени благосостояния).
 

Проведенные работы могут служить полноценной теоретико-методологической основой для стратегической экологической оценки инновационного проекта «Урал промышленный – Урал Полярный».
 

Техника для Севера: надежность и безопасность

Член-корреспондент РАН, директор Института машиноведения Э.С. Горкунов посвятил свой доклад проблемам создания и безопасности эксплуатации систем жизнедеятельности, техники, машин и оборудования в условиях холодного климата.
 

 

На Севере сосредоточен огромный парк разнообразной техники, большая часть которой не приспособлена для эксплуатации в экстремальных условиях. Так, на транспорте доля машин в хладостойком исполнении составляет в среднем 4–5%, в горнодобывающей промышленности — 2–3%, в строительстве — 1–2%. В холодный период работоспособность машин снижается в 1,3–2,5 раза по сравнению с летним временем, себестоимость переработки горной массы увеличивается в 2–3 раза, затраты на ремонт и восстановление машин — в 5–8 раз.
 

Поэтому в первую очередь ученые должны сосредоточиться на создании новых и улучшении известных хладостойких, высокопрочных, износостойких материалов (в том числе путем микролегирования, модификации, оптимизации), на изучении фундаментальных аспектов физической природы вязко-хрупкого перехода материалов при низких температурах. Необходимо разработать научно обоснованную систему критериев создания северной техники, методики комплексной оценки качества и надежности машин, соответствующую законодательную базу и нормативные требования по техногенной и экологической безопасности.
 

Особую важность приобретает проблема управления риском при освоении и эксплуатации минерально-сырьевых месторождений, разработка методик оценки остаточного ресурса и систем мониторинга состояния опасных промышленных объектов. Многие задачи диагностики и продления ресурса таких объектов решаются с использованием неразрушающих физических методов контроля. Только один пример. В горнодобывающей промышленности, металлургии, строительстве, энергетике применяются стальные канаты, из-за износа которых происходит немало аварий. Внедрение магнитных дефектоскопов «Интрос» для контроля канатов на комбинате «Норильский никель» помимо прочих преимуществ позволило получить среднегодовой экономический эффект 4 млн. рублей только за счет изменения периодичности испытаний.
 

Обновление устаревшего парка машин необходимо не только с экономической, но и с экологической точки зрения, ведь выработавшие свой расчетный ресурс оборудование и промышленные объекты представляют реальную опасность для хрупкой северной природы. Впрочем, забота о восстановлении и стабилизации экосистем выгодна в любом случае, о чем свидетельствует, в частности, экономическая эффективность использования почвонеразрушающих транспортных средств по сравнению с традиционным наземным и воздушным транспортом. С учетом очагового расположения промышленности и сельского хозяйства Севера исключительно актуально создание экологически безопасных автономных систем тепло-, энерго-, водоснабжения и канализации.
 

Инструмент модернизации

Доктор экономических наук О.А. Романова (Институт экономики УрО РАН) выступила с докладом «Промышленная политика как фактор структурной модернизации экономики Урала».
 

Структурная модернизация экономики предполагает опережающее развитие наукоемких производств, сферы услуг, инфраструктурных отраслей. Основной инструмент, с помощью которого развитые страны изменили облик национальной промышленности, — это проведение промышленной политики, так называемой «industrial policy», под которой на Западе понимаются меры государственной поддержки конкретных секторов экономики. Однако в отечественной экономике термин «промышленная политика» стал трактоваться как «государственная политика в области промышленности», «государственная поддержка промышленности», «политика промышленного развития», т.е. определенный набор действий, способствующих решению наиболее острых текущих проблем, и мер общеэкономического характера. Между тем понятие «industrial policy» означает не только секторальную политику, но прежде всего политику государства по содействию выходу промышленности из структурного кризиса за счет завершения ее структурной перестройки, включающей технологическую, отраслевую и институциональную. Это для России особенно актуально, поскольку позволяет преодолеть несоответствие между возникающей новой технико-экономической парадигмой промышленного развития и институциональной структурой общества.
 

Успех промышленной политики во многом определяется эффективностью механизмов ее реализации. Одним из них может стать система приоритетных промышленных проектов. Проект «Урал промышленный– Урал Полярный» — как раз пример такого приоритетного проекта государственного масштаба, в разработке которого могут принять участие все институты УрО РАН.
 

Принципиально другим подходом к построению промышленной политики является кластерный. Промышленный кластер — это группа географически соседствующих и интеграционно взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере, конкурирующих между собой и в то же время взаимодополняющих друг друга. Кластерный подход позволяет реализовать новую роль частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений, прежде всего с точки зрения их участия в инновационном процессе.
 

В результате осуществления всесторонне обоснованной региональной промышленной политики в УрФО может быть сформирована новая четырехзвенная структура отраслей. Прежде всего, это сырьевые отрасли и первичная переработка. Вторая структурная составляющая — это тяжелая индустрия, экономическое пространство которой будет несколько сокращаться. Наиболее активно и динамично будет развиваться группа отраслей высоких технологий, а также сектор так называемых «мягких» технологий, включающих разработку программного обеспечения, системную интеграцию, консалтинг, образование. Такой подход позволит сохранить промышленную ориентацию Урала, но уральская промышленность станет другой — интеллектуально насыщенной и нацеленной на производство конкурентных видов продукции.
 

Перспективы РКТЭ

Доктор химических наук В.Н. Некрасов (Институт высокотемпературной электрохимии) посвятил свой доклад исследованиям в области карбонатных топливных элементов. Расплавленный карбонатный топливный элемент (РКТЭ) — один из типов электрохимических устройств, в которых химическая энергия преобразуется в электрическую благодаря протеканию окислительно-восстановительных реакций на межфазных границах электронных проводников с ионными проводниками (электролитами).
 

РКТЭ разрабатывают крупнейшие фирмы США, Германии, Японии, во многих странах существуют государственные программы по развитию электрохимической энергетики.

 

 

 В России проблемами РКТЭ занимаются ИВТЭ УрО РАН и РФЯЦ-ВНИИЭФ (г. Саров). До последнего времени исследования велись также в Институте теплофизики СО РАН, но из-за отсутствия финансирования работы прекращены.
 

К преимуществам РКТЭ по сравнению с другими типами ТЭ относятся относительно невысокая стоимость, уменьшение веса и габаритов энергоустановок, улучшенный режим термостабилизации и, что очень важно, возможность использования возобновляемых видов топлива. Идеальным топливом для РКТЭ, как и для всех ТЭ, служит чистый водород, однако здесь можно использовать метан, другие легкие углеводороды и возобновляемые виды топлива: биогаз (продукты переработки анаэробными бактериями бытовых отходов, сточных вод, отходов животноводческих ферм, разнообразного растительного сырья); продукты газификации древесины и отходов пластмасс; газы, образующиеся при коксовании угля; попутный газ, который получается при добыче нефти и сейчас выбрасывается в атмосферу или сжигается в факелах. Возобновляемые виды топлива дешевы, к тому же одновременно решаются экологические проблемы.
 

Широкое использование РКТЭ сдерживает ряд факторов, прежде всего относительно небольшой ресурс работы энергетических топливных установок и соответственно высокая стоимость производства электроэнергии. Сегодня гарантированный ресурс работы РКТЭ составляет 20 тыс. ч. Сотрудники нескольких лабораторий ИВТЭ ведут фундаментальные исследования, способствующие решению этой проблемы. Это работы по термодинамическому моделированию, изучению межфазных явлений, коррозионные, материаловедческие исследования. Главная проблема — деградация традиционного катодного материала (литированной окиси никеля). Решить ее можно путем изменения состава карбонатного электролита, использования защитных покрытий, оксидных (безникелевых) катодов. В этом направлении в ИВТЭ получены неплохие результаты: разработаны электрохимически активные оксидные композиции как катодные материалы с повышенными токами обмена, проводятся успешные испытания макетных образцов отдельных электродов и электрохимических ячеек.
 

Сохранить рыбные ресурсы

Доктор биологических наук В.Д. Богданов (Институт экологии растений и животных УрО РАН) выступил с сообщением на тему «Состояние рыбных ресурсов восточного склона Приполярного и Полярного Урала».
 

Всего на Урале обитает 38 видов рыб, 20 из них имеют промысловое значение. Наибольшую ценность представляют осетровые рыбы, но они же сейчас наиболее редки, поскольку интенсивно истребляются. Ценным, но редким видом является таймень, имеющий, впрочем, и значительные популяции в данном регионе. Единично, но достаточно регулярно встречается горбуша. Повсеместно распространен сибирский хариус, численность которого снижается лишь на густо заселенных территориях.
 

Уменьшается в настоящее время и поголовье сиговых рыб, тогда как увеличивается численность карповых (экономически невыгодные виды, естественно, вылавливаются меньше).
 

В ИЭРЖ УрО РАН ведутся исследования популяционной структуры сиговых рыб и динамики их промысла. По описываемому региону можно говорить о единой популяции, но о разном демографическом состоянии отдельных видов — ценных рыб становится все меньше. В течение 30 лет изучается популяция сиговых рыб в бассейне Оби. Установлены общие закономерности их воспроизводства, динамика численности в зависимости от динамики водности бассейна. Изучаются география нерестилищ, распределение рыб-производителей по нерестовым рекам, условия развития икры, факторы успешного нереста и выживания молоди и т.д. Так, установлено, что рыбы, по биологическим законам способные размножаться 3—4 раза, в последние годы успевают (до истребления человеком) нереститься лишь раз в жизни. Получены средние показатели ежегодной регенерации рыбных запасов по видам — в частности, уменьшается численность пеляди, сига, пыжьяна и некоторых других видов, причем в последние годы не наблюдается так называемых «волн жизни» — популяция существует на стабильно низком уровне.
 

На уменьшение численности рыб влияет целый комплекс факторов. Большое значение, например, имеет перемерзание нерестилищ в зимний сезон. Но определяющим фактором является антропогенный — промысел, судоходство, горные работы и т.д. В то же время исследования показывают, что в последние годы экологические условия на Оби вполне благоприятны, больной рыбы практически не наблюдается. Промысел принимает хищнические размеры и наиболее негативно влияет на сохранность популяции, поскольку на восточном склоне Приполярного и Полярного Урала нет заповедных охраняемых зон. Наступил настоящий «сиговый кризис», а должных мер не принимается. Наоборот, вблизи главных нерестилищ планируется постройка железной дороги, и с этой точки зрения необходим особо ответственный подход к осуществлению программы «Урал промышленный — Урал полярный».
 

К истории проекта

В начале своего доклада «Урал промышленный — Урал Полярный: история замысла и его эволюция» доктор исторических наук В.П. Тимошенко (Филиал Института истории и археологии УрО РАН, г. Салехард) напомнил, что проект этот имеет длительную историю, на протяжении которой сменяли друг друга различные подходы к решению фундаментальной транспортной проблемы.
 

К началу 1920-х гг. о богатствах края имелось скорее интуитивное представление, чем точное знание (геологи, например, теоретически распространяли на эту территорию принципы строения Среднего Урала). В 1923 был впервые предпринят анализ возможностей вовлечения Обского Севера в хозяйственный оборот. Изучались природные ресурсы и транспортные коммуникации, а также существующие еще с дореволюционных времен планы освоения региона. Рассматривалась концепция комбинирования морского, речного и железнодорожного транспорта. Наиболее известен проект Великого северного морского пути от Полярного Урала до Петрограда-Ленинграда, задуманный еще в 1916 г. как советско-норвежская концессия. Эта идея обсуждалась вплоть до 1930-х гг. как в центре, так и на Урале: остро требовался доступ к тобольскому лесу как топливу, но когда металлургия Урала перешла на потребление кокса, эта нужда отпала.
 

В начале 1930-х гг. прошли две всесоюзные конференции по производительным силам, и имеющиеся проекты вновь были отклонены, не в последнюю очередь из-за того, что трудно было организовать большие массы людей для строительства.
 

Когда с началом Великой Отечественной войны к Полярному Уралу приблизился театр военных действий на море, вновь потребовался сухопутный транспортный коридор и даже, возможно, новый отдельный промышленный район с полным циклом производства и обеспечения. Начинается строительство железной дороги «Салехард-Надым-Игарка» и нового речного порта. Людскими ресурсами строительство обеспечивал ГУЛаг. К 1954 г. проект вновь затормозился, а построенная часть магистрали получила в народе название «дорога в никуда» — с началом «холодной войны» выход на мировой рынок через северные порты государству уже не требовался. Новый толчок идея получила в период нефтегазового бума в Западной Сибири, однако и тогда не нашлось экономических возможностей для строительства дороги.
 

Теперь, когда снова возникла потребность в реализации проекта, важно учитывать уроки прошлого: гуманитарный аспект проблемы (условия жизни местного населения и приезжих строителей), необходимость целевых программ и долевого управления, их обеспеченности научной теорией (в этом и заключается роль УрО РАН). Нужно помнить об интересах всех участников проекта — центра, регионов, различных субъектов власти. Проблем много, но при должной координации усилий они должны быть успешно решены.
 

Опыт инновационного пути

«Гостевой» доклад главного ученого секретаря Сибирского отделения РАН академика В.М. Фомина непосредственно основной темы не касался, но прозвучал очень актуально и своевременно. Назывался он «Инновационная деятельность СО РАН» (соавторы — академики Н.Л. Добрецов, Г.Н. Кулипанов и докладчик).
 

Из бюджета Сибирского отделения РАН ежегодно 2 млрд. руб. выделяется на инновационную деятельность. Перечень разработок можно найти на сайте Отделения. Его инновационную структуру составляют выставочный центр, центр трансфера технологий, технопарк «Новосибирск» и др. организации. При сибирских академических институтах существуют различные фирмы, сейчас объединенные в две ассоциации, что значительно облегчило сотрудничество ученых с бизнесменами. Со временем растет необходимость в новых элементах инфраструктуры — особых экономических зонах (первая уже создана в Томске) и государственно-частных технопарках. Такой технопарк организуется сейчас в Новосибирске. Он должен восполнить функции Академгородка, инфраструктура которого уже подошла к пределу своего развития. Технопарк «Новосибирск» (см. фрагмент макета на этой странице) планируется разместить на площади 100 000–160 000 квадратных метров. Сюда будет расширяться Новосибирский университет, появятся жилая зона, общественно-торговый центр.

 

 

Силами технопарка будут развиваться биотехнология, силовая электроника, приборостроение. В качестве элементов будущего конгломерата уже существуют «Сибирский центр фармакологии и биотехнологии» и др. предприятия.
 

Источниками финансирования наравне с госбюджетом выступят и частные структуры. По мнению разработчиков, технопарк должен окупиться в течение 5 лет, отчисления в госбюджет составят 4 млрд. руб.
 

Под особую экономическую зону в Томске также уже определена площадь, запланировано строительство объектов (в т.ч. Центра инноваций и технологий). Здесь планируется разрабатывать различные перспективные материалы, новые катализаторы и т.д.
 

Докладчик рассказал и о проблемах инновационной деятельности СО РАН, общих для всей Академии. Если планы будут осуществлены, неминуемы имущественное расслоение научного сообщества, удорожание жизни, массовый переход сотрудников из научных институтов в малые предприятия. Чтобы предупредить эти явления, необходимо законодательно закрепить права институтов на участие в совместной инновационной деятельности. Пока этот вопрос не решается, НИИ не заинтересованы в новшествах. И даже недавно принятый Закон об автономных учреждениях при ближайшем рассмотрении для академических институтов невыгоден.
 


* * *
 

Выступивший в дискуссии по докладам директор Института металлургии УрО РАН академик Л.И. Леонтьев обратил внимание участников на необходимость популяризации своих научных достижений, особенно в инновационной сфере, актуальность правового обеспечения интеллектуальной собственности, перспективы разработки новых материалов. Директор Института геологии Коми НЦ УрО РАН академик Н.П. Юшкин отметил недопустимость преобладания политических амбиций при разработке таких масштабных и дорогих проектов, как «Урал промышленный…». Очень важно, сказал он, чтобы академическая наука оставалась выше интересов конкретных чиновников и сохраняла здравый смысл. Директор Института геологии и геохимии академик В.А. Коротеев говорил, в частности, о недопонимании между академическими геологами и координирующем мегапроект ОАО «СибНАЦ». Директор Ботанического сада Отделения доктор биологических наук С.А. Шавнин выразил озабоченность возможными негативными последствиями принятия нового Лесного кодекса, сообщил о сотрудничестве ученых с региональными органами власти, в ведение которых с 1 января 2007 г. переходит распоряжение лесными ресурсами. Зав. лабораторией Института горного дела доктор геолого-минералогических наук А.М. Мухаметшин отметил актуальность разработок геоинформационных систем.
 

…Завершая сессию, председатель УрО РАН академик В.А. Черешнев подчеркнул, что мегапроект «Урал промышленный – Урал Полярный» — далеко не только освоение недр, новые ресурсы. Прежде всего он призван решить проблемы людей, создать новые рабочие места, позитивно повлиять на здоровье северян. Надо покончить с пресловутым «вахтовым методом» и сопутствующими ему инфарктами, а также с ситуацией, когда для оказания элементарной медицинской помощи человеку надо вызывать вертолет. В будущем году все эти темы вновь будут обсуждаться на «северном» социально-экологическом конгрессе, вот уже в третий раз организуемом при активном участии Отделения.
 


Материалы научной сессии Общего собрания подготовили
А. ПОНИЗОВКИН, Е. ПОНИЗОВКИНА, Е. ИЗВАРИНА
 

Научная сессия общего собрания УрО РАН.      Научная сессия общего собрания УрО РАН.

 

Академик Черешнев поздравляет с юбилеем академика Н.А. Ватолина.

Академик Черешнев поздравляет с юбилеем академика Н.А. Ватолина.
 



 

 

22.12.06

 Рейтинг ресурсов