Конкуренция и конкурентоспособность: уральский акцент

 
 

В конце ноября в Институте экономики Уральского отделения РАН за «круглым столом» обсуждалась тема «Региональная конкурентоспособность: технологии и инструменты роста».


 



 

Казалось бы, ни у кого не может вызвать сомнения актуальность такого обсуждения, тем более что планировалось равнозаинтересованное участие в нем как исследователей-экономистов, так и представителей власти и деловых кругов. Но по стечению обстоятельств за «круглым столом» в этот вечер оказались исключительно ученые. Тем не менее разговор состоялся — как конструктивный обмен мнениями, как столкновение различных интерпретаций и научных понятий, и текущего момента экономического развития страны и Уральского региона в частности.
 

Тон заседанию задало вступительное слово директора ИЭ УрО РАН академика А.А. Татаркина. Он предложил прежде всего разобраться с исходными понятиями и определил конкуренцию как систему отношений между субъектами при реализации их конкурентных преимуществ (природных, государственных и правовых, производственных и социальных). Важнейшим объектом изучения являются также формы формирования и использования конкурентных преимуществ, например, перспективная в последнее время кластерная организация социально-экономического развития. Кроме того, внимания исследователей требуют проблемы государственно-частного партнерства, проще говоря, роль властных структур в решении экономических проблем, и, наконец, вопрос формирования репутации региона. Имидж, «брэнд» конкретной территории — это товар, в отличие от других товаров сам помогающий занять выгодное место на рынке.
 

Доктор экономических наук, профессор В.Л. Берсенев начал свое выступление с вопроса: как оценивать конкурентоспособность регионов? Можно ли, например, говорить о конкуренции регионов внутри одной страны, где действуют общие для всех законы? В федеральном государстве, по всей видимости, — можно. Для оценки конкурентоспособности региона используются такие показатели как количество привлеченных инвестиций, сальдо движения населения региона и т.д. Но это весьма относительные критерии, тогда как нужны объективные, указывающие на «болевые точки» региона.
 

Доктор экономических наук, профессор А.Ф. Суховей подчеркнул значение современных высоких технологий и инноваций для конкурентоспособности региона. Институтом экономики УрО РАН проведено маркетинговое исследование инновационных разработок предприятий и организаций Свердловской области, дающее представление как раз о том, насколько эти предприятия конкурентоспособны. Выяснилось, что всего в области ведутся работы по 43 приоритетным направлениям, но в то же время ощутим недостаток разработок в определяющих для нашего региона отраслях, например в машиностроении. После экспертной оценки были выделены первостепенные для области направления развития технологии: новые материалы в металлургии и химической промышленности, электронная промышленность, экологическая безопасность. То есть инструменты для определения конкурентоспособности у исследователей все же есть — и специальные, и используемые в других областях знания.
 

Доктор экономических наук В.Н. Беляев рассказал о проводимом Институтом экономики исследовании конкурентоспособности горнопромышленных территорий. Среди них существуют «слабые» и «сильные» конкуренты, к тому же конкурентные преимущества на разных стадиях производства реализуются по-разному. Необходимы комплексные программы освоения уральских месторождений, учитывающие и прогнозирующие социальное будущее и социальную инфраструктуру каждого конкретного объекта, не следует забывать и о работе над имиджем территорий.
 

Сегодняшнее экономическое положение Курганской области стало темой выступления доктора экономических наук, профессора В.И. Ефименкова. Он констатировал кризис как в экономической, так и в социальной сфере развития. Сегодня смертность в области почти в 2 раза превысила рождаемость, а экономические причины этой ситуации видны невооруженным глазом — низкая рентабельность как сельскохозяйственных угодий, так и промышленных предприятий. Естественное следствие — отток кадров (в том числе и научных) в экономически более привлекательные регионы. Ученые-экономисты готовы сотрудничать с властями и местным бизнесом, но пока не видят с их стороны должной заинтересованности.
 

Доктор экономических наук, профессор В.А. Федоров проблему конкурентоспособности назвал не просто актуальной, но по нынешним временам (накануне вступления России в ВТО) — кричащей. «В действительности, — сказал он, — сегодня мы обсуждаем НЕконкурентоспособность региона пред лицом важнейших перемен». Для изучения вопросов конкурентоспособности в области уже создана определенная инфраструктура, и работа ведется в двух направлениях. Экономисты ИЭ УрО РАН в исследованиях идут «сверху вниз» — от комплексной характеристики региона к проблемам отдельных отраслей и предприятий; екатеринбургские университеты — «снизу вверх», основываясь на данных по предприятиям и отраслям, разрабатывая систему мониторинга конкурентоспособности. Сейчас остро необходим «всеобуч» по вопросам конкурентоспособности для руководителей предприятий, соответствующие учебные курсы уже разрабатываются, но, опять же, не находят заинтересованной поддержки у властей и промышленников.
 

В первую очередь нужно выработать сами механизмы оценки конкурентоспособности, добиться устойчивой обратной связи с предприятиями, территориями, властью и бизнесом — этому и должно было послужить настоящее заседание «круглого стола».
 

С точки зрения доктора экономических наук, профессора В.Н. Белкина (Челябинск) конкуренция — чисто экономическое явление: безнравственное, безжалостное, лишенное сантиментов. Социальные характеристики здесь могут иметь разве что косвенное влияние. Для оценки конкурентоспособности нужно использовать показатели конкретного региона, а не отрасли в целом, сосредоточившись при этом на поиске единого критерия. В.Н. Белкин предложил изучать различные уровни экономического оборота в регионе. Сальдо этого оборота и является критерием конкурентоспособности: если оно положительное, конкурентоспособность растет. По Челябинской области такое исследование уже проведено, по его итогам выпущена монография.
 

Доктор экономических наук, профессор О.А. Романова выступила против решительного отказа от использования всех социальных показателей при оценке конкурентоспособности региона и напомнила о структурном факторе экономического развития. В Свердловской области, как и в целом по России, наблюдается дисбаланс экономических структур, в стране так и не была реализована структурная реформа, что и явилось причиной замедления экономического роста, в частности, развития высоких технологий.
 

О значении имиджа региона говорила И.С. Важенина. Условно говоря, сам тот или иной регион — товар, а его потребителями выступают как его население, так и привлекаемые инвесторы, туристы и т.д. Имидж региона может быть сильно или слабо выражен, может быть положительным или отрицательным (впрочем, однозначными эти показатели не бывают), имидж формируется естественно или искусственно и в итоге являет собой совокупность многих факторов. На современном этапе важна репутация территории, по сравнению с которой имидж — более поверхностная характеристика. Репутация региона не ограничивается эмоциональной оценкой, «внешнего вида», но включает понятия об экономическом развитии, инвестиционной привлекательности, социальном развитии, особенностях руководства. Созданием и поддержанием имиджа и репутации региона должны заниматься специальные структуры.
 

С.Г. Важенин предложил четко определить, за что именно конкурируют регионы. Конкурентная борьба за долю от выделяемых федеральных ресурсов — вчерашний день, неконструктивная позиция. В действительности стоит конкурировать за высокорентабельные производства, за кадры — предоставляя людям выбор, в какой сфере и в каком регионе полнее можно себя осуществить (по вопросам движения кадров и миграции населения завязалась оживленная дискуссия, обсуждались возникшая в последнее время тенденция к стабилизации в экономически успешных регионах — Нижневартовске, Новом Уренгое).
 

Заместитель директора московского Института рынка В.А. Цветков вернулся к теме вступления России в ВТО. В связи с этим неизбежно обострение экономической ситуации внутри страны. Регионы должны определиться, в каких секторах рынка они действительно конкурентоспособны, найти свою нишу и закрепиться в ней. Будущие конкурентные отношения между регионами зависят и от степени централизации управления в России: если продолжится политика сосредоточения власти в центре — о какой конкуренции можно тогда говорить? Сейчас уровень жизни по регионам России существенно различается, но — заключил В.А. Цветков, — как ни странно, опросы показывают, что «уровень счастья» не связан напрямую с уровнем жизни и экономического благополучия.
 

Подводя итоги заседания, А.И. Татаркин подчеркнул, что проблема конкурентоспособности должна перейти из теоретико-методологического в практическое русло, что и связано с поиском своей «ниши» на мировом уровне и реализацией конкурентных преимуществ территории, с привлечением в регион бизнеса и инвестиций. Конкуренция за кадры подразумевает повышение качества жизни, в первую очередь — решение жилищного вопроса. И, наконец, как исследователи, так и практики в своей работе должны учитывать конкурентоспособность других регионов, страны в целом и ситуацию в мире, то же вступление России в ВТО. Все эти векторы приложения сил так или иначе обсуждались на заседании, так что первый опыт «круглого стола» экономистов можно признать успешным.
 


Записала Е. ИЗВАРИНА
 



 

 

17.01.07

 Рейтинг ресурсов