Жизнь, посвященная саду

 
 

Как мы уже сообщали, 15 февраля 2007 года скоропостижно скончался член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Ботанического сада УрО РАН, председатель комиссии по охране природы УрО РАН, профессор УГЛТУ Станислав Александрович Мамаев. Предлагаем читателю очерк о его жизни и деятельности.


 



 

Станислав Александрович родился 1 июля 1928 года в селе Большой Приклон Владимирской области. Отец его Александр Петрович — из семьи рабочего-текстильщика и сам с малых лет, как тогда водилось, начал работать на ткацкой фабрике. Впоследствии он окончил рабфак Нижегородского университета, а затем еще и Военно-политический институт. Трудился на различных должностях в районах Владимирской области, был директором льнозавода, начальником лесоучастка, директором школы, но в основном занимался преподавательской работой. Прошел четыре года Великой Отечественной войны, в сорок пятом вернулся домой контуженным и вскоре умер.
 

Мать Анастасия Алексеевна — щедрой души человек, всю жизнь проработала учителем начальных классов. Она оказала решающее влияние на формирование нравственных качеств и характера троих своих сыновей. Прожила долгую жизнь, 95 лет, воспитала и внуков, и правнуков.
 

Детство и юность С.А. Мамаева прошли в тихом районном городке Меленки, окруженном сосновыми борами и березовыми рощами. Природа края в то время еще была не столь сильно изменена человеком, как теперь, речки с прозрачной водой, чистый воздух, богатые грибами и ягодами леса развивали в детях особое чувство любви к природе. Это, безусловно, сказалось впоследствии на выборе С.А. Мамаевым своей профессии. Жизнь в учительской среде воспитывала уважение к труду и знаниям, и особенно — интерес к изучению природы Средней России. Мирные созидательные занятия прервало военное лихолетье, когда учащаяся молодежь вместе со взрослыми отправилась на трудовой фронт.
 

В 1946 году С.А. Мамаев поступил на лесохозяйственный факультет Московского лесотехнического института, где тогда преподавали известные ученые академик В.Н. Сукачев, профессора В.Г. Нестеров, А.С. Яблоков, Л.Ф. Правдин, Н.В. Дылис, К.В. Войт, Н.П. Анучин и другие. Закончив институт с красным дипломом, С.А. Мамаев начал работать в качестве инженера-агролесомелиоратора московской экспедиции «Агролесопроект».
 

Научно-исследовательскую деятельность С.А. Мамаев начал в конце 1953 года, поступив в аспирантуру при кафедре лесоводства Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. Темой его исследований, позже перешедших на другой уровень, стало изучение биологии, экологии и внутривидовой изменчивости сосны обыкновенной. С.А. Мамаев всегда считал, что такая сосна, вопреки своему названию — необыкновенно интересный объект изучения дендролога и эколога. Ее удивительные пластичные эколого-экологические особенности, морфологические показатели, грандиозный ареал дают возможность глубоко вникнуть в проблему распространения и эволюции вида. Проведя исследования сосновых лесов Восточно-Европейской равнины, С.А. Мамаев подготовил и защитил в 1957 году в Тимирязевской академии кандидатскую диссертацию по проблемам внутривидовой изменчивости репродуктивных качеств сосны, а затем занялся изучением многолетнего опыта географических культур этого вида, накопленном лесоводами Лесной опытной дачи Тимирязевки. Его руководителями в то время были профессора В.Г. Нестеров и В.П. Тимофеев.
 

В январе 1959 года по приглашению директора Института биологии Уральского филиала АН СССР С.С. Шварца Станислав Александрович переезжает в Свердловск, где начинается новый этап в жизни исследователя. Здесь он становится научным руководителем Ботанического сада и с энтузиазмом принимается за научное строительство этого учреждения.
 

В 1959 году Ботанический сад находился в крайне тяжелом положении. По существу в нем отсутствовал научный коллектив (имелось три сотрудника без ученой степени), не было материально-финансовых условий для создания экспозиций и увеличения коллекций. Фактически происходило медленное умирание сада. В первый же год руководства С.А. Мамаев предложил схему создания дендрария и весной с несколькими лаборантами и рабочими начал ее реализацию. Первые посадки были сделаны в мае 1959 года, а затем, несмотря на трудности, отсутствие финансирования, они продолжались много лет каждый вегетационный период, пока не были созданы основные действующие экспозиции дендрария. Одновременно в зимнее время в лесах Урала проводился сбор материала для оценки внутривидовой изменчивости сосны обыкновенной. Научная жизнь сада становилась все интенсивнее, появились первые аспиранты, а затем и научные сотрудники, стали публиковаться статьи. В результате в 1965 году Президиум АН СССР открыл в Институте биологии новую лабораторию экспериментальной экологии и акклиматизации растений. На базе этой лаборатории в Уральском филиале АН под руководством С.А. Мамаева получили развитие следующие научные направления: изучение внутривидовой изменчивости и популяционной экологии; интродукция и акклиматизация растений и создание экспозиций Ботанического сада; природоохранные проблемы.
 

По каждому из направлений проделана большая работа и получены значительные результаты. Вот некоторые из них.
 


* * *
 

Под непосредственным руководством С. А. Мамаева изучена изменчивость аборигенных видов целого ряда древесных растений. Разработаны методические основы исследований по внутривидовой изменчивости, а затем и по популяционной экологии лесных видов. Методика эта широко используется селекционерами. Дана первая хорологическая классификация популяций и описаны уральские популяции многих хвойных и лиственных пород. На основе этой работы создано «Положение о выделении и сохранении генетического фонда древесных растений в лесах СССР». В соответствии с этим положением, утвержденным Минлесхозом СССР, проводились научные мероприятия по сохранению генофонда во многих районах нашей страны. Описано несколько сотен генетических резерватов древесных пород в Центральном регионе СССР, в Белоруссии, на Украине, в Средней Азии, на Дальнем Востоке, на Урале. Немало было сделано для оценки изменчивости декоративных травянистых многолетников, декоративных кустарников, полукустарников из семейства розоцветных и других растений. Сюда же примыкают работы по отдаленной гибридизации тополей и ив.
 

Исследования, проводившиеся в Институте биологии УФАН, а затем в Институте экологии растений и животных АН СССР и Институте леса УрО РАН под руководством С.А. Мамаева, стимулировали создание в нашей стране многочисленных групп систематиков по проблемам внутривидовой изменчивости и популяционной экологии древесных растений. С.А. Мамаев и его сотрудники работали в этом направлении в тесном контакте с ведущими специалистами других городов России — Москвы, Воронежа, Новосибирска, Красноярска. Результатами совместных усилий явилась организация Центрального НИИ лесной генетики и селекции. Много лет и очень плодотворно работал проблемный совет по лесной генетике и селекции и семеноводству, в руководство которого входил и С.А. Мамаев.
 

В 1970 году в Свердловске состоялось Всесоюзное совещание по внутривидовой изменчивости и внутривидовой систематике. Тогда же С.А. Мамаев защитил докторскую диссертацию «Закономерности внутривидовой изменчивости семейства Pinaceae на Урале».
 


* * *
 

Огромное внимание Станислав Александрович Мамаев уделял строительству Ботанического сада на Урале, созданию экспозиций, сооружению оранжерей, теплиц, лабораторных помещений. Эта работа велась одновременно с накоплением коллекционного фонда. За период с 1959 года до настоящего времени в саду было испытано более 80 000 образцов растений — древесных, многолетников, однолетников, декоративных форм. Многие виды за четыре десятилетия неоднократно гибли и снова восстанавливались. Результатом стал отбор наиболее устойчивых. Кроме того, появились совершенно новые для Урала культуры — клематисы, рододендроны, декоративные формы хвойных пород, сортовые сирени, барбарисы, орхидеи, многие лекарственные и пряно-ароматические растения, декоративные многолетники.
 

По проекту С.А. Мамаева была создана система экспозиций, включающая следующие отделы: «Дендрарий», «Многолетние (травянистые растения)», «Редкие виды Урала», «Лекарственные и эфиромасличные растения», «Тропические и субтропические растения».
 

Сейчас сад представляет собой крупнейший экспериментальный участок, где продолжаются испытания новых для Урала растений. При этом полученные результаты передаются для практического использования организациям зеленого строительства, заводам и фабрикам Урала, школам, институтам, другим учреждениям. Трудно подсчитать, сколько тысяч саженцев, сколько семян, отводков, рассады выращено и передано для озеленения областей Урала и других территорий.
 

В процессе работ по акклиматизации С.А. Мамаев не мог не коснуться истории интродукции растений на Урале. Он объездил весь Урал и составил карту очагов интродукции с ценными экзотами.
 

В течение многих лет в саду сложился очень хороший коллектив специалистов-интродукторов, которые в разное время были аспирантами С.А. Мамаева. Позднее к ним присоединились другие сотрудники. Каждый из них внес неоценимый вклад в расширение коллекций Ботанического сада, в разработку проблем акклиматизации растений.
 

С.А. Мамаев развивал интродукционные исследования не только на базе Ботанического сада в Екатеринбурге, но и на всем большом пространстве Урала. С этой целью были организованы испытательные участки в Ирбите, Миассе и самый большой — в Ижевске, где на его базе создан Удмуртский ботанический сад. Этой же цели — расширению масштабов интродукционной деятельности — служит Совет ботанических садов Урала и Поволжья, который С.А. Мамаев возглавлял с первых дней его организации (1964). За этот период число научных учреждений, работающих в регионе по проблемам интродукции и акклиматизации, увеличилось вдвое. Ботанические сады появились в Йошкар-Оле, Соликамске, а главное — окрепли прежде слабые коллективы. Крупным научным центром стал Ботанический сад в Уфе, значительно «усилились» сады в Самаре, других городах. Региональный совет сделался одним из наиболее активных в системе ботанических советов в России.
 


* * *
 

Природоохранные проблемы всегда занимали важное место в деятельности С.А. Мамаева. Уже в 1960 году в Ботаническом саду им инициирована новая научная тема «Растительность и промышленные загрязнения», вызванная к жизни экономическими реалиями Урала, где крупные территории в городах и окружающие их леса загрязнялись выбросами многочисленных заводов, рудников, шахт. Необходимо было изучить специфику воздействия газообразных выделений и разработать методы использования растительности для закрепления шламовых отходов. Этой проблемой под руководством С.А. Мамаева занимался целый ряд сотрудников. В результате получены данные об изменении газоустойчивости растений в зависимости от систематической принадлежности, экологических факторов и об их индивидуальной изменчивости. Основное внимание уделялось реакции растений на воздействие окислов серы и азота. Все эти исследования заканчивались, как правило, практическими рекомендациями.
 

Другое природоохранное направление — изучение редких растений Урала, уникальных природных объектов и научное обоснование мероприятий по их сохранению в природе, а в случае необходимости и в культуре. Эта работа проводилась в тесном контакте с Комиссией по охране природы, которую более 35 лет возглавлял С.А. Мамаев. За многие годы удалось охватить исследованиями обширную территорию Уральского региона — все области и республики. Использован весь научный потенциал уральских ученых, входивших в Комиссию на общественных началах. Только в Свердловской области удалось описать и юридически оформить около пятисот самых разных памятников природы, заказников и заповедников. Многие памятники описаны и в других регионах.
 

Конечно же, занимался Станислав Александрович и охраной редких видов растений. Так, при его участии была изучена уникальная флора редких и исчезающих видов Урала, особенно в горных районах, а также в заповедниках.
 


* * *
 

…С.А. Мамаев — крупный организатор биологической науки, это одна из главных составляющих всей его деятельности. Больше 40 лет (1959–2001) он плодотворно осуществлял научное руководство Ботаническим садом. Созданная им лаборатория превратилась в настоящую кузницу научных кадров — ботаников, дендрологов и экологов. С 1970 года Станислав Александрович возглавлял и администрацию академического Ботанического сада в Свердловске-Екатеринбурге, сумев превратить прежде слабое учреждение в крупный научно-исследовательский институт. Под его руководством не только созданы все основные экспозиции, сооружены оранжереи и теплицы, но и построено лабораторное здание, проведено благоустройство территории. Все это стоило С.А. Мамаеву огромных физических и душевных затрат. Только энтузиазм, высокое чувство ответственности за порученное дело, огромное трудолюбие позволили ему, несмотря на все трудности, сохранить Ботанический сад в Уральском отделении РАН, в течение десятилетий развивать его. Об отношении С.А. Мамаева к своему делу свидетельствует, например, тот факт, что за 40 лет руководства Ботаническим садом он почти не использовал выходных дней и отпусков. Вся его жизнь была посвящена работе.
 

На протяжении своей научной карьеры Станислав Александрович принимал активное участие в разработке проблем лесного дела на Урале. Здесь следует упомянуть об изучении хвойных лесов таежной зоны, а также сосновых боров лесостепи Южного Зауралья. Им созданы карты продуктивности сосновых насаждений, популяционная структура уральской части ареала, разработана схема лесосеменного районирования, вошедшая в сводную систему районирования по Советскому Союзу. Описаны ценные лесные массивы в различных районах. С.А. Мамаев активно содействовал реорганизации лесопользования, выполняя неоднократно поручения областных лесных организаций.
 

В 1988 году, когда перед Уральским отделением РАН встала задача создания специального научного учреждения по проблемам леса, научная общественность выдвинула С.А. Мамаева на должность директора-организатора будущего Института леса. С 1988 по 1998 гг. он руководил этим учреждением, организованным им за короткое время. К работе в новом институте Мамаев привлек многих известных лесоводов Екатеринбурга и других городов, сформировал научные направления и организовал их успешную реализацию. За 10 лет сотрудники института создали значительное число книг, статей, ведомственных инструкций.
 

В 1998 году Институт леса преобразован в Ботанический сад, который в результате всех реорганизаций впервые получил статус самостоятельного научно-исследовательского института, а его директором был назначен С.А. Мамаев. За четыре десятка лет был пройден путь от небольшого (20–30 сотрудников), малоизвестного отдела в Институте биологии УФАН СССР до крупного (более 220 сотрудников) научно-исследовательского учреждения. Так закончилась многолетняя борьба Станислава Александровича за создание на Урале самостоятельного научного учреждения по проблемам интродукции и акклиматизации растений, и в этом — его основная заслуга перед биологической наукой и общественностью.
 

Кроме всего прочего Станислав Александрович много лет занимался проблемами охраны природы, организацией исследований в этом направлении. С 1976 года он возглавлял Комиссию по охране природы Уральского отделения РАН, главный итог деятельности которой — создание на Урале наиболее полной комплексной системы охраняемых природных территорий. В настоящее время на Урале насчитывается значительное число заповедников, природных парков, заказников, 1500 памятников природы, более 300 генетических резерватов. С.А. Мамаев причастен к организации большинства из них. В Комиссии по охране природы накоплен и хранится огромный фонд описания природных резерватов всех уральских областей и республик. Он широко известен природоохранным организациям и научным учреждениям.
 

С.А. Мамаев — создатель и бессменный руководитель Уральского отделения Вавиловского общества генетиков и селекционеров (ВОГиС), два десятилетия руководил научно-техническим советом Свердловского отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП), являлся членом различных научных советов и обществ.
 

В 1988 году Станиславу Александровичу по праву присвоено звание «Заслуженный деятель науки РСФСР», в 1991 он избран членом-корреспондентом РАН. Награжден двумя орденами, многими медалями, почетными грамотами президиума РАН, губернатора Свердловской области, глав администрации города Екатеринбурга, президиума ВООП, трижды — почетным знаком «За охрану природы России» и многими медалями ВДНХ. Является автором более 300 научных работ, в том числе 10 монографий, его ученики работают в различных городах России и странах СНГ (на Украине, в Казахстане, Белоруссии).
 

Светлая память о крупном исследователе, бесконечно преданном своему делу замечательном человеке навсегда останется в сердцах коллег, товарищей, всех, кто его знал.
 

Примечание: В статье использована часть материалов, приведенных в биографическом очерке А.К. Махнева «С.А. Мамаев» (в сборнике «Лесоводственная наука на Урале». Екатеринбург: Уральский государственный лесотехнический университет, 2006. С. 264-271). Полностью очерк будет опубликован в одном из номеров вестника УрО РАН «Наука. Общество. Человек.»
 

 

Член-корреспондент РАН Станислав Александрович Мамаев. Фото А. Грахова.      Член-корреспондент РАН Станислав Александрович Мамаев. Фото А. Грахова.

 

Фото А. Грахова.

 


Фотопортреты работы
А. ГРАХОВА
 



 

 

20.03.07

 Рейтинг ресурсов