Дайджест

 
 

По страницам академических вестников

 

Для шахтеров и строителей

Традиционно основные объекты исследований лаборатории активной сейсмоакустики Горного института УрО РАН расположены в пределах шахтных полей ОАО «Уралкалий» и «Сильвинит». Но в последнее время значительное разнообразие в деятельность лаборатории вносят инженерно-геологические объекты. Они прибрели солидный вес в структуре прикладных исследований ученых. Географический охват данного направления существенно расширился. Ученые занимались определением глубины забивания свай в Ижевске, оценкой состояния плиты фундамента электрогенератора ТЭЦ в Лысьве, исследованием физико-механических свойств габбро в микрорайоне «Академический» в Екатеринбурге.
 

При оценке степени негативного воздействия гидрогеологических процессов на основания и фундаменты зданий и сооружений требуется комплексный подход для решения инженерно-геологических задач. Положительный опыт одновременного использования инженерных модификаций сейсмо- и электроразведки накоплен благодаря совместным работам с группой Ю.И. Степанова. Он опробован на нескольких стратегически важных объектах, например, Добрянской ГРЭС. Подобные исследования сейчас разворачиваются на алмазо-перспективных площадях.
 

По материалам «Вестника» Горного института УрО РАН
«Горное эхо» (г. Пермь).
 

 

Отпечатки в подарок

Музей леса, созданный в 2005 году, — особая гордость и забота Сыктывкарского лесного института, центр воплощения разнообразных идей. Администрация и геологический музей Института геологии с целью расширения экспозиций передали музею лесного института образцы различных пород, которые используются при строительстве, и представительную коллекцию отпечатков ископаемых растений.
 

Можно пойти в старатели

Делегация геологов республики Коми побывала в Финляндии. Геологи обсудили совместные проекты в центральном офисе Геологической службы Финляндии в Эспоо, ознакомились с золотодобывающим предприятием на территории национального парка в Пахтаваара, провели деловые встречи с губернатором Лапландии госпожой Ханелле Покка, министром промышленности и торговли Маури Пеккаринен.
 

Сотрудники Института геологии Коми НЦ УрО РАН И.Деревянко, М. Тарбаев, И. Бурцев с коллегами из других стран приняли участие в дружеском соревновании по качественной отмывке проб, содержащих определенное количество знаков драгметалла. И показали достойное мастерство – отмыли 10 золотин из 12, заложенных в пробах. Так, они попали в первую семерку среди более чем тридцати соревнующихся старательских команд, показав лучший результат, чем «старатели» из Северной и Центральной Европы, Африки и Австралии. Это тем более знаменательно, что работать пришлось не с традиционными для российских золотоискателей лотками, а с тазиками, которыми они практически не пользуются. Но мастерство есть мастерство.
 

По материалам «Вестника» Института геологии КНЦ
УрО РАН (г. Сыктывкар).
 

 

Не поливайте традесканцию бензином!

Сотрудники отдела радиоэкологии Института биологии Коми НЦ УрО РАН провели исследование влияния бензина на высокочувствительный растительный тест-объект — традесканцию (клон 02). Целью исследования было оценить генотоксичность бензинового загрязнения почвы при помощи растительного биоиндикатора.
 

В качестве загрязняющего вещества был взят автомобильный бензин (АИ-76) — смесь бензиновых фракций прямой гонки, а также термического и каталитического крекинга. Традесканция (клон 02), наиболее часто используемая в целях оценки мутагенных воздействий химических и физических факторов, была получена из природной популяции. Волоски тычиночных нитей в бутонах, в которых происходит активное деление клеток, представляют наиболее чувствительную стадию для возникновения мутаций. Голубая окраска клеток цветка является доминантной, а розовая — рецессивной. Изменение голубой окраски клеток волосков тычиночных нитей на розовую рассматривается как фенотипическое проявление генной мутации. Исследованиями по радиационному и химическому мутагенезу было установлено, что соматические клетки волосков тычиночных нитей традесканции близки по чувствительности клеткам животных организмов в отношении потери репродуктивной способности, а по критерию «частота соматических мутаций» даже превосходят их.
 

Результаты исследований определили мутагенное, генотоксическое и тератогенное действие бензина. Обнаружено, что выход выявляемых нарушений имеет нелинейную зависимость от степени загрязнения. Повышение частоты соматических мутаций и угнетения клеточного деления в концентрациях до 1.5% указывает на большую генотоксичность этих доз.
По материалам «Вестника» Института биологии Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар).
 


Подборку подготовила Т. Плотникова.
 

 

 

БЫТЬ ЛИ «ЛИФТУ В КОСМОС»?

Когда более ста лет назад идею лифта в космос выдвинул великий провидец Константин Циолковский, это казалось чистейшей фантастикой. Но сегодня его создание уже вступило в экспериментальную фазу. Вершина лифта — спутник-терминал на геостационарной орбите в 36 тысячах километров над Землей, синхронно с которой он и вращается, неподвижно вися в пространстве, — не проблема для космонавтики наших дней. Еще реальней «станция отправления» — морская платформа, сооруженная на экваторе, прямо «под спутником». А вот канатно-кабельная «дорога», которая должна соединить эти два пункта, пока «не по зубам» сегодняшней науке и технике. По самым предварительным расчетам, канаты, по которым двинутся ввысь контейнеры с грузами, должны быть в 30 раз прочнее стали. И при этом сверхлегкими, ибо путь в космос лишь немногим короче длины земного экватора. Даже нити из углеродных нанотрубок (на них главная надежда) обещают суммарный вес около шестисот тонн. Наноматериалов, способных сплетаться в такие нити, пока не существует, и прогнозы их создания зыбки. Это, однако, не помешало НАСА учредить крупный приз за сверхпрочность канатов, по которым могли бы взбираться ввысь приличного веса роботы. Приз еще никому не достался, но интересные разработки представили компании «LiftPort» и «Tethers Unlimited» (последняя экспериментирует с зилоном — прочнейшим полимером, типа знаменитого кевлара). Если лифт в космос, пусть к середине века или даже позже станет реальностью, это сулит переворот в доставке грузов на орбиту: она подешевеет, возможно, в тысячу раз.
 


По материалам «New Scientist» подготовил
М. НЕМЧЕНКО
 



 

 

21.03.07

 Рейтинг ресурсов