Станислав Лем - фантаст, футуролог, философ науки

 
 

Станислав Лем.   В феврале состоялась организованная кафедрой философии ИФиП УрО РАН довольно необычная аспирантская конференция. Если на предшествующих прениях заглавными фигурами выступали крупные ученые, то на этот раз в центре внимания оказалось творчество известного польского фантаста Станислава Лема. Оказалось, что его идеи могут послужить объединяющим фактором для молодых ученых как естественного, так и гуманитарного профиля. Участники конференции, для большинства которых имя С.Лема было непосредственно связано с научной фантастикой, с удивлением узнали, что его интересы не ограничивались литературой, а распространялись и на историю, философию и методологию науки, футурологию.

   Во вступительном слове заведующий кафедрой философии Ю.И. Мирошников отметил, что творчество Лема остается загадкой для читателей, а основные вопросы, интересовавшие писателя и обусловившие выбор его профессиональной деятельности, — кто такой человек? что такое космос? каково будущее человечества? — остаются чрезвычайно значимыми и сегодня.

   Сделанные на конференции доклады, характеризующие С. Лема как многогранного, глубокого мыслителя, вызвали живой интерес и множество вопросов. Насколько теории польского фантаста сохраняют свою актуальность для современной науки? В чем заключается наибольшая ценность его творчества для философии науки? Чем объясняется успех его футурологических прогнозов?
 

В.В. Семячкова (Институт истории и археологии) в своем докладе представила основные вехи жизненного пути С.Лема на фоне сложного и драматичного ХХ века. Она подчеркнула, что жизнь и творчество писателя отразили все перипетии его эпохи — века войн и катастроф, с одной стороны, и расцвета искусства, науки и философии — с другой. С. Лем пережил Вторую мировую войну, превращение Польши в страну социалистического лагеря, крушение тоталитарного режима в Восточной Европе. Будучи студентом медицинского института, затем сотрудником кафедры психологии, увлеченно исследуя историю и методологию науки, Лем параллельно пишет ряд фантастических произведений. Только с середины 1950-х гг. он целиком посвящает себя литературе. Широко известны и его философские произведения — «Диалоги», «Философия случая», «Сумма технологии», «Фантастика и футурология», в которых он давал подробные прогнозы на будущее и сатирически описывал социалистическую реальность.
 

Аудитория проявила большое внимание к тому, каким образом реалии ХХ века преломились в творчестве писателя. Ю.И. Мирошников поставил вопрос о его отношении к капиталистической и социалистической перспективе, а В.А. Медведев (УрГУ) попытался соотнести мотивы творчества С.Лема и социокультурной реальности, которая его окружала. Несмотря на реалистичность прогнозов писателя, он несомненно пытался построить новую социально-культурную действительность.
 

В большой степени внимание на конференции сосредоточилось на футурологических прогнозах Лема, на его понимании будущего. И это закономерно, ведь будущее — это самая интригующая и самая сложная загадка для человечества. С первого момента осмысления себя человек пытался предсказать грядущее. Наука (в том числе и футурология) и фантастика — это тоже своеобразные попытки дать прогноз будущих событий: первая из них действует с помощью строгого научного доказательства, вторая — с помощью художественного воображения. С. Лем, успешно оперировавший обоими методами, обладал исключительными способностями к прогнозированию. Даже краткий перечень областей, появление и развитие которых польский мыслитель предсказал довольно точно, впечатляет: биотехнология, биология, теория эволюции, компьютеры, использование информации в качестве оружия, искусственный интеллект, эволюция автоматических систем, астрономия и астрофизика.
 

Н.Ю. Горюшина (Институт машиноведения) говорила о взглядах писателя на проблему будущего. Она подчеркнула, что С. Лем рассуждал в широком интегральном смысле, не пытаясь предугадать хронологию тех или иных открытий. Мысль писателя характеризуется «космическими масштабами», ведь он ставил перед собой задачу заглянуть в будущее как человеческой, так и иных цивилизаций. Предлагая оптимистичный прогноз будущего человечества, Лем выдвигает тезис о колоссальных возможностях развития любой цивилизации. Он полагал, что одной из ключевых проблем современного общества является проблема соотношения естественного и искусственного в его развитии.
 

Разговор о моделях будущего продолжил А.В. Чащин (ИИА). В романе «Возвращение со звезд» писатель, создавая яркую антиутопию, поднимает вопрос о том, как будет проходить эволюция человеческих отношений. Зачастую технический прогресс дает человеку в руки то, с чем он может справиться, только полностью осознав ответственность за себя и окружающий мир. Поэтому общество будущего нуждается прежде всего в совершенствовании моральной сферы.
 

По мнению М.Н. Воскресенского (Институт геофизики), заслуга и значимость Лема-фантаста заключаются в первую очередь в том, что все его произведения повествуют прежде всего о человеке, об отношениях между людьми. А научная фантастика создает метамир для метачеловечества, рассказывает о новых гранях нас самих и расширении сферы нашей реальности. В рамках фантастики можно рассуждать о том, чем бы могло стать человечество и что оно могло бы сделать. Именно поэтому научная фантастика способна воспитывать, развивать, прогнозировать. Для Лема характерно стремление соблюсти законы реальности и экстраполировать их на будущее. Его сюжеты всегда были продуманы и обоснованы с точки зрения законов науки и развития техники. Свою фантастику С.Лем называл человековедением, где лихо закрученный сюжет служил только фоном для описания отношений между людьми.
 

Оживленная дискуссия возникла по вопросу об альтернативах развития человеческого общества в будущем. Кем станет человек в обществе будущего: существом, выполняющим конкретные полезные функции, или же социальным существом с широкими возможностями? Действительно ли отрицательные последствия любой технологии превосходят положительные, а технический прогресс ведет к одному варианту – роботизации? А может быть, писатель рисует исключительно идеальные миры? Большинство участников конференции в итоге признали, что С. Лем предлагал в основном оптимистичные модели будущего, где царит гармония межчеловеческих отношений благодаря верному моделированию общественного устройства, правильно найденному балансу между гуманизмом и агрессией. Для него бездушная роботизация означала ущербность общества в целом, поскольку лишала человека эмоциональной составляющей.
 

Аспирант УрГУ В.А. Медведев в своем выступлении предложил любопытную периодизацию развития научной фантастики второй половины ХХ века. На первом этапе (1950–1960 гг.) фантастическая реальность противопоставляется человеку. На следующем этапе (1970– 1990 гг.) человек становится частью фантастической реальности. На третьем этапе (начало XXI века) фантастическая реальность помещается «внутрь» современного автору человека. По его мнению, такая эволюция воспроизводит особенности происходящего в это время преобразования идеала научной рациональности. Причем формат художественного произведения оказывается призмой, через которую отчетливо прослеживаются изменения в характере осознания человеком себя как субъекта познания.
 

В.А.Симакина (Институт органического синтеза) отметила прогностическую функцию произведений писателя, который был не только великим фантастом, но и одним из основателей футурологии. Лем полагал, что фундаментом гипотетических построений будущего цивилизации являются технологии как способы достижения целей, поставленных обществом. Однако ускорение темпов научно-технического развития зачастую сводит к нулю шансы каких бы то ни было предсказаний. История демонстрирует нам не прямые пути развития, а закрученные спирали «нелинейной» эволюции.
 

Сообщение С.С. Бажова (Институт математики и механики) было посвящено представлениям С. Лема о кибернетике, ее возможностях и ограничениях. Возникновение кибернетики способствовало пробуждению безграничного познавательного оптимизма. Однако действительность не оправдала чересчур оптимистических ожиданий. Кибернетика не стала лекарством от «заболевания» специализацией – знанием, унифицирующим как естественные, так и гуманитарные науки. Реакцией на несбывшиеся надежды стал гносеологический пессимизм. Писатель причисляет себя к противникам искусственного интеллекта в том случае, если подразумевается замена людей роботами в рамках всей нашей цивилизации. Никто из нас пока не знает, не станут ли компьютеры, перешагнув определенный порог сложности, проявлять признаки своеобразной «индивидуальности». Если это произойдет, индивидуальность, а с ней и интеллект компьютеров будут радикально отличаться от наших.
 

Доктор философских наук, профессор М.М. Шитиков в докладе «С. Лем и философия» отметил, что любая литература философична, а фантастика к тому же порой служит экспериментальным полем проверки философских истин. С. Лем, предлагая свой вариант отношений человека и мира, разделял философскую позицию культуроцентризма. Он внес большой вклад в обсуждение проблемы бытия человека в мире, характера существующей реальности. Мало того, он одним из первых остро поставил эту проблему в связи с технической деятельностью человека. Речь идет о проблеме виртуальной реальности, о феномене неотличимости ощущений, получаемых человеком из внешнего мира от импульсов, которые поступают к нему от компьютера. Одна из основополагающих философских идей Лема заключается в том, что реальность мира (та, что существует в нашем восприятии) есть производная от техники.
 

В заключение Ю.И. Мирошников поблагодарил докладчиков и пригласил аспирантов и соискателей продолжить интеллектуальное общение, обсуждая философские проблемы науки. Актуальность нового курса «История и философия науки» объясняется прежде всего необходимостью более глубокого понимания проблем, которые порождает современная динамично развивающаяся наука. Поэтому молодые ученые и не должны пройти мимо книг С. Лема, главный персонаж которых — наука, именно в ее контексте писатель размышлял о будущем.
 


С.В. ТОКМЯНИНА,
старший преподаватель кафедры философии
Института философии и права УрО РАН
 



 

 

06.04.07

 Рейтинг ресурсов