Пройти северным коридором

 
 

«Транспортный коридор «Урал промышленный — Урал полярный»: взгляд в будущее» — под таким девизом состоялось заседание за круглым столом в Институте экономики Уральского отделения РАН. Не так давно дела и заботы фундаментальной науки, связанные с реализацией этого проекта, уже обсуждались на общем собрании Отделения. Нынешняя дискуссия также получилась весьма представительной, а главное — информационно насыщенной, настраивающей на деловой лад.


 



 

К обмену мнениями — а в перспективе и к сотрудничеству — были приглашены ученые-экономисты, видные специалисты из других институтов и члены президиума УрО РАН, представители вузовской и отраслевой науки, проектных организаций, органов власти регионов Урала и Западной Сибири, то есть тех территорий, экономические интересы которых прежде всего затронет создание транспортного коридора «Урал промышленный — Урал Полярный».
 

Открывая заседание, директор Института экономики академик А.И. Татаркин поставил несколько задач: определить статус самой программы, статус, долю участия и функции задействованных в ней организаций, наметить порядок первоочередных действий, обсудить сопутствующие социальные и экологические проблемы. Но последовавшие далее доклады и выступления касались в основном белее конкретных вопросов — они звучали как отчеты о том, что уже сделано на том или ином «участке», какие проблемы и задачи следует решить, каково обеспечение работ и т.д.
 

В то же время поднимались и вопросы общего характера — о распределении полномочий в управлении проектом, балансе интересов субъектов Федерации, о комплексном подходе к стратегии всей программы и к отдельным ее аспектам.
 

Первыми на заседании выступили заместитель генерального директора института «Ленгипротранс» (Санкт-Петербург) А.П. Конюхов и главный инженер проекта В.А. Храмов — представители генпроектировщика планирующейся железнодорожной линии «Полуночная-Обская». Они охарактеризовали настоящий момент как стадию обоснования инвестиций в проект и представили различные варианты будущего расположения магистрали. Вокруг этих вариантов и развернулась дальнейшая полемика.
 

О нынешнем этапе работы проектировщиков рассказала и Л.Ф. Колегова (Тюмень, Научно-технологический и проектный институт транспортной инфраструктуры). Уже сейчас следует позаботиться о техническом оснащении транспортного коридора и его строительства. Об этом говорил директор ИСЭиЭПС Коми НЦ УрО РАН В.Н. Лаженцев. Поскольку далеко не все машины могут работать в экстремальных условиях, он посоветовал вспомнить и возобновить программу «Техника российского Севера» и вообще интенсифицировать машиностроение на Урале. Экономический анализ и прогноз ситуации на Полярном Урале прозвучали в выступлении В.Н. Беляева (ИЭ УрО РАН). Уже предварительно рассчитан экономический эффект реализации проекта, сейчас следует продолжать геолого-экономическую экспертизу, рассчитать перспективный топливно-энергетический баланс, обязательно позаботиться о соблюдении жизненных интересов коренных народов Севера.
 

Много выступали геологи. Директор Института геологии и геохимии УрО РАН академик В.А. Коротеев настаивал на варианте прохождения магистрали, оптимально приближенном к минерально-сырьевой базе региона. Проведенная под руководством ИГГХ экспертиза этой базы показала, что здесь имеются неплохие запасы угля, прогнозируются запасы железа, марганца, хрома. Но хотя исследования ведутся уже много лет, научное обоснование прогноза все еще недостаточно. Тем не менее, требуется наконец начать непосредственную реализацию проекта, но полнее использовать при этом возможности фундаментальной науки, привлекая ученых не только для экспертной оценки, а для планомерной аналитической работы, что гораздо рентабельнее. Эту мысль поддержали и другие выступающие, в частности, ведущий «круглого стола» В.П. Пахомов (ИЭ УрО РАН), главный геолог ЗАО «Горногеологическая компания МИРЕКО» (Сыктывкар) В.М. Маков. О.П. Федоров (ОАО «НПЦ МОНИТОРИНГ», Ханты-Мансийский АО) говорил о проблемах геологоразведки на данной территории и сетовал на предельно сжатые сроки работ, недостаточные для полного научного обоснования каждого месторождения. Его поддержал и доктор геолого-минералогических наук В.А. Душин (Уральский горно-геологический университет), выступивший с кратким докладом «Прогнозная оценка редкоземельного оруднения Уральского Севера». Он охарактеризовал ресурсный потенциал, степень изученности и освоения рудных районов, сравнил перспективы добычи черных и редких металлов, подчеркнув наличие среди уже разведанных месторождений комплексных полиметалльных объектов. Они представляют особую ценность, так как объективно запасы тантала, ниобия, циркония, вольфрама, молибдена и титана здесь присутствуют, но не так уж и велики. Е.Н. Селиванов (Институт металлургии УрО РАН) напомнил собравшимся, что на Урале уже пришло в упадок машиностроение, и чтобы подобным образом не потерять черную металлургию, связь с Полярным Уралом необходима. При этом, безусловно, встанут проблемы трудовых ресурсов и сохранения экологии. Кроме того, на сегодняшний день вряд ли проведена экспертиза качества «северного» сырья с точки зрения пригодности для уральской металлургии. Директор Института горного дела С.В. Корнилков сообщил результаты комплексной прогнозной оценки руд черных металлов, произведенной специалистами Горно-геологического университета и академических институтов. Оценка эта показала недостаточность запасов, а следовательно, и будущую недозагруженность магистрали. Поэтому-то и важны комплексные месторождения. Их эксплуатация потребует современной организации производства, что в свою очередь поможет в решении проблемы людских ресурсов.
 

Угольные запасы Полярного Урала сыграют свою роль в развитии энергообеспечения. В.В. Шарин («Уралгипрошахт», Екатеринбург) рассказал о северных месторождениях угля, перспективах их использования и капиталовложений. Уже ведутся расчеты себестоимости производства энергии. Сотрудница екатеринбургского ОАО «Инженерный центр энергетики Урала» также говорила о качестве угольного сырья, а кроме того — о настоящем и будущем электроснабжении Севера, о проекте передовой в технологическом отношении электростанции. По словам председателя Комитета по природопользованию администрации Березовского района ХМАО В.В. Левицкого, в округе уже решается вопрос получения дешевой и эффективной электроэнергии, глубокой переработки угля на месте и создания пилотного проекта по отработке новых энергетических технологий. С этой точки зрения, как и для добывающих отраслей, предпочтителен вариант «горного» прохождения магистрали.
 

От лица экологов, категорически не согласных с этим вариантом, выступили директор Института экологии растений и животных УрО РАН академик В.Н. Большаков и заведующий лабораторией ихтиологии В.Д. Богданов. Хорошо известно, что все уже имеющиеся железнодорожные сообщения оказывают в целом негативное воздействие на окружающую среду. Обсуждаемый транспортный коридор, конечно же, не станет исключением. В то же время уральские экологи даже не были приглашены к участию в экспертной оценке проекта. Но они со всей ответственностью могут предсказать, что если дорога пройдет по отрогам Уральских гор, пострадают ценнейшие обские запасы деликатесных сиговых рыб, и восстановить популяцию уже не удастся. Сворачивание рыбного промысла вкупе с нарушением ареала выпаса северного оленя губительно скажется на уровне жизни коренного населения Севера. Руководитель центра природопользования при ИЭ УрО РАН А.И. Семячков рассказал об уже имеющихся на Среднем Урале «очагах экологического поражения» — территориях, загрязненных ванадием, свинцом и т.д. В Свердловской области уже сейчас накоплено 8 млрд. т отходов местного производства. Требуется тщательно просчитать экологические последствия реализации проекта, в частности, поднять этот вопрос в октябре 2007 г. на I Уральском международном экологическом конгрессе.
 

Пожалуй, «круглый стол» стал фокусирующей линзой, высветившей именно проблемы нынешнего этапа, да и всего дальнейшего воплощения в жизнь программы «Урал промышленный — Урал полярный». Во-первых, речь опять идет об экономически малоэффективном сырьевом типе развития территории. Во-вторых, нужна более точная и убедительная экспертная оценка минеральных ресурсов и возможных экологических последствий, а затем — тщательное научное сопровождение всех работ. В то же время до сих пор уральские ученые явно недостаточно привлекались к работам по программе. Кроме того, по всем аспектам необходим комплексный подход, объединенные усилия. Так, кроме уже указанных, надо учитывать интересы компании «Российские железные дороги», интересы частного капитала, для которого в немалой степени и планируются грузоперевозки, и конечно же, вопросы экологии и демографии. Обобщая сказанное: браться за работу нужно «всем миром», но в высшей степени осмысленно, обоснованно и предусмотрительно, не повторяя ошибок прошлого, но отвечая требованиям будущего.
 


Е. ИЗВАРИНА
 



 

 

17.04.07

 Рейтинг ресурсов