Ученый, организатор, учитель

 
 

1 июля отметил знаменательный юбилей главный ученый секретарь Уральского отделения РАН, заведующий отделом прецизионной металлургии Института физики металлов член-корреспондент Евгений Павлович Романов.
 

Член-корреспондент РАН Евгений Павлович Романов. Фото С. Новикова.А вот как начиналась его научная деятельность. В первой половине 1960-х годов происходил настоящий «сверхпроводящий бум». Только касался он не ВТСП-материалов, а самых обычных, как теперь говорят, низкотемпературных сверхпроводников. Появилась возможность практически использовать сверхпроводящие материалы, а именно, создавать на их основе миниатюрные сверхпроводящие соленоиды с высокими магнитными полями. В то время в ИФМ был создан очень представительный Совет по сверхпроводимости, в который вошли большие ученые: С.В. Вонсовский, В.Д. Садовский, К.С. Сидоров, Н.В. Волкенштейн, В.И. Архаров, Н.Н. Буйнов и др. Присутствовали на заседаниях этого совета и молодые научные сотрудники, активным участником был Евгений Романов. Для установления природы высоких сверхпроводящих свойств он выбрал модельный сплав циркония с небольшим количеством ниобия. Для решения поставленных задач необходимо было сочетать измерение сверхпроводящих свойств выбранного сплава в различных состояниях с исследованием его тонкой структуры в просвечивающем электронном микроскопе (делалось это тогда в лаборатории фазовых превращений). Когда соединили вместе результаты исследования сверхпроводящих свойств и структуры сплава цирконий-ниобий, получилась хорошая работа, которая в значительной степени прояснила ситуацию, касающуюся связи сверхпроводящих свойств со структурой. Эта работа была с одобрением встречена научной общественностью страны.
 

В то время проходило очень много конференций по сверхпроводимости: в Москве, в Харькове, в Дубне. Большая группа сотрудников из ИФМ ездила на эти конференции. Первое выступление с докладом о работе по сплаву Zr–Nb состоялось на конференции в Институте металлургии им. Байкова. В тот первый раз эта работа была встречена неоднозначно. Непонятно было, почему при несверхпроводящей матрице — такие высокие токи. Но вскоре ее признали все. Она наглядно демонстрировала модную в то время нитяную модель (ток течет по многосвязной системе тонких сверхпроводящих нитей). Эта работа сохранила свою актуальность и по сей день.
 

Уже в те далекие времена сотрудники ИФМ, работавшие с Евгением Романовым, неоднократно отмечали, что он обладает необыкновенной коммуникабельностью. Будучи совсем молодым, он мог подойти к любому ученому, даже очень маститому, заговорить с ним, поставить любой вопрос, рассказать о своей работе. Он умел расположить к себе окружающих. Поэтому число знакомых среди ученых, занимающихся сверхпроводимостью, росло, как снежный ком. Это было очень полезно, потому что появилась возможность взаимодействовать с ними по самым разным вопросам.
 

Однажды Евгения Павловича и небольшую группу сотрудников ИФМ пригласил к себе в лабораторию очень большой ученый, член-корреспондент АН СССР Н.Е. Алексеевский. Впоследствии многие вспоминали, как Н.Е., в черном далеко не новом халате, засучив рукава, сам плавил сверхпроводящий сплав, затем его катал и готовил образцы. Встретил гостей он очень приветливо, но сказал: «Знаете, почему я с вами разговариваю? Потому что я проверил интересную работу Романова с коллегами, начав с того, что сам приготовил сплав. Все действительно так, как говорилось на конференции. Эта работа подтверждает нитяную модель».
 

В другой раз Романова с коллегами пригласил к себе домой известный физик и хороший человек, большой интеллигент Б.Т. Геликман. Уже тогда среди физиков-теоретиков ходили разные идеи относительно ВТСП, и Б.Т. Геликман этим тоже занимался. Много говорили о сверхпроводимости, в том числе и о ВТСП. Обычно разговор всегда начинал и вел Евгений Павлович, остальные до определенного времени молчали. Но как только разговор заходил о чьих-то результатах, Е.П. всегда говорил: «Лучше об этом расскажет такой-то…».
 

Благодаря организаторским способностям Романова его коллеги из ИФМ встречались с будущим лауреатом Нобелевской премии В.Л. Гинзбургом, побывали на его необыкновенных семинарах — настоящих городских собраниях, на которые приходили двести и более человек, и в кабинете Гинзбурга на мини-семинаре. Уже в те годы они слышали от Виталия Лазаревича о ВТСП и его двумерной слоистой модели высокотемпературной сверхпроводимости.
 

Однажды небольшая группа сотрудников ИФМ во главе с Е.П. Романовым побывала в лаборатории П.Л. Капицы, который показал им свою гордость — старый и поэтому огромный магнит с железным сердечником и медной обмоткой на 100 кЭ (он занимал треть большого зала и был значительно выше человеческого роста). Как сказал Петр Леонидович, когда на этом магните проводятся исследования, он поглощает столько электроэнергии, что весь институт в это время «отдыхает». Если сравнить этот огромный магнит со сверхпроводящим соленоидом на 60 кЭ, который помещается на ладони, станет понятно, что такое сверхпроводимость.
 

В 1975 году начались совместные работы Е.П. Романова и его коллег с ВНИИ неорганических материалов им. А.А. Бочвара по разработке сверхпроводящих композитов на основе соединения А3В (А15). Бронза Cu–Sn с большим содержания олова в то время была чрезвычайно хрупкой, ее невозможно было подвергнуть холодной деформации, она трещала и разрушалась. Было необходимо установить причины этого разрушения и разработать режимы ее обработки. В результате совместных усилий были созданы многожильные сверхпроводящие композиты, содержащие даже миллионы сверхпроводящих жил в бронзовой матрице. Совместные работы продолжаются и теперь. Это не только композиты на основе А3В для ИТЭР, но и сверхпроводящие композиты на основе ВТСП.
 

Е.П. Романов — ведущий специалист в области физического материаловедения, физикохимии и технологии композиционных материалов, прецизионной металлургии сплавов, сталей и интерметаллических соединений, выращивания монокристаллов. Он заведует отделом прецизионной металлургии, который включает две лаборатории, химико-аналитический центр и производственный участок прецизионной металлургии. Романову с сотрудниками принадлежат основополагающие исследования микроструктуры и электрофизических свойств ряда сверхпроводящих соединений со структурами типа А15, С15, ВТСП. В этих работах впервые сформулирована идея создания естественных сверхпроводящих композитов, показана возможность с помощью быстрой направленной кристаллизации в сочетании с диффузионным отжигом формировать волокнистые композиционные сверхпроводники с высокими электрофизическими параметрами. Установлен зародышевый механизм формирования сверхпроводящего слоя в композиционных материалах на основе соединения А3В, предложены способы термической обработки и легирования для повышения их токонесущей способности в сильных магнитных полях. Развит стеклокерамический метод формирования протяженных ВТСП изделий. Подробно исследован распад нестехиометрического оксида Y-Ba-Cu-O, влияющий на сверхпроводящие свойства, предложены способы, повышающие стабильность указанного соединения. Полученные результаты нашли практическое применение в разработке и совершенствовании технологии производства сверхпроводящих композиционных материалов.
 

В научной школе Е.П. Романова выполнен большой объем работ по синтезу и исследованию структуры и свойств различных интерметаллидов, магнитных сплавов, радиационному воздействию на структуру сверхпроводников, выращены монокристаллы тугоплавких металлов рекордной чистоты и совершенства. Развит фрактальный подход к анализу структурных преобразований и кинетических явлений в твердых телах. Длительное время Евгений Павлович с сотрудниками занимался проблемами жаропрочных материалов, выплавкой их в поли- и монокристаллическом состоянии, изучением влияния легирующих и модифицирующих добавок на их структуру и свойства. Исследованные сплавы включают суперсплавы на основе никеля, соединения Ti3Al и TiAl.
С 1986 года работая в должности главного ученого секретаря УрО РАН, Е.П. Романов внес огромный вклад в создание и развитие нашего Отделения РАН. Он член президиума и двух объединенных ученых советов УрО РАН (по металлургии и физической химии и по физико-техническим наукам), был членом совета федеральной программы интеграции высшего образования и фундаментальной науки, двух диссертационных советов по защите докторских диссертаций. Сейчас Евгений Павлович член попечительского совета и ученый секретарь научного комитета Научного Демидовского фонда, исполнительный директор этого фонда и член Ученого совета ИФМ УрО РАН.
 

Е.П. Романов — автор 270 научных работ, он подготовил 10 кандидатов наук, в том числе соискателей докторской степени. В течение 33 лет он преподает физику конденсированного состояния и методы получения кристаллов и особо чистых веществ в Уральском государственном университете им. А.М. Горького. Он почетный доктор УрГУ, с 2002 года — профессор УГТУ-УПИ. В 1996 году Е.П. Романову присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ», в 2002 году он награжден Орденом дружбы.
 

Евгений Павлович любит природу, людей и всегда очень бережно к ним относится. Сердечно поздравляем его с 70-летием, желаем здоровья и дальнейших творческих успехов!
 


Президиум Уральского отделения РАН
Коллектив Института физики металлов
Редакция газеты «Наука Урала»
Фото С. НОВИКОВА
 



 

 

10.07.07

 Рейтинг ресурсов