Кадры решают всё

 
 

Вообще-то полвека Институту высокотемпературной электрохимии исполняется в январе будущего года. Именно эта дата — 1 января 1958 года — значится в постановлении Президиума АН СССР. У людей не принято отмечать юбилей заранее, но институтов эта примета, к счастью, не касается. В эти сентябрьские дни в ИВТЭ проходит юбилейная научная конференция. Накануне мы встретились с директором института доктором химических наук Юрием Павловичем Зайковым, чтобы поговорить о достижениях уральских электрохимиков и перспективах на будущее.


 



 

— Ваш институт отличает здоровый консерватизм — ведь основное научное направление не менялось с момента основания ИВТЭ?
 

— Это так. На протяжении прошедших 50 лет совершенствовалась структура института, объединялись лаборатории, создавались новые, но направление научных исследований оставалось прежним — высокотемпературная физическая химия и электрохимия расплавленных и твердых электролитов. (Исследованиям расплавленных солей была посвящена статья В.А. Хохлова, «НУ» №13, о твердых электролитах читайте на с. 4–5). Оно было заложено выдающимися учеными С.В. Карпачевым, М.В. Смирновым, Л.Е. Ивановским, А.Н. Барабошкиным, Н.К. Илющенко,С.Ф. Пальгуевым, В.Е. Комаровым, Л.Д. Юшиной, Г.К. Степановым, в дальнейшем расширилось и успешно развивается поныне.
 

Если говорить более подробно, то сегодня мы исследуем структуру, физико-химические свойства электролитов, ионно-электронных проводников, электродных и коммутирующих материалов; строение и свойства межфазных границ электролитов с металлами, неметаллическими материалами и газами; термодинамику и кинетику электрохимических процессов; разрабатываем электрохимические способы преобразования энергии; основы технологий и конструирования устройств с расплавленными и твердыми электролитами; ресурсосберегающие и экологически безопасные электрохимические технологии получения, рафинирования, защиты металлов, переработки природного и техногенного сырья.
 

— Каково соотношение фундаментальной и прикладной составляющей?
 

— Главной, конечно, остается фундаментальная наука. Только за последние годы нашему коллективу удалось получить ряд очень интересных результатов. Синтезированы новые твердые электролиты с высокой проводимостью по катионам щелочных металлов, установлена роль дефектов в явлениях переноса протонов в протонпроводящих оксидах, построена микроскопическая теория структурных фазовых превращений в смешанных многокомпонентных кристаллических системах с ян-теплеровскими ионами. Выполнены пионерские работы в области теории и экспериментальных исследований расслаивающихся ионных расплавов и фазовых переходов кристалл-расплав. Выявлено влияние электронной структуры металлов на их адсорбционную активность в расплавленных электролитах, получены новые сведения по термодинамике и кинетике электродных процессов. Однако мы всегда располагали хорошими возможностями для внедрения наших результатов. Хоздоговорные работы в институте никогда не прекращались, даже в самые смутные времена. В коротком интервью невозможно перечислить все прикладные разработки, назову лишь некоторые. В черной и цветной металлургии находят применение уникальные технологии электролитического получения металлов: алюминия, магния, натрия, лития, молибдена, рения, платиновых металлов и их сплавов, монокристаллических изделий из вольфрама, технологии переработки алюминиевого и свинцового лома.
 

Институт сотрудничает с ведущими российскими компаниями, в частности с компанией «РУСАЛ». Получение чистого алюминия — задача комплексная, требующая как разработки новых электролитов, так и изучения взаимодействия с ними конструкционных материалов. В ее решении участвуют несколько лабораторий института, кооперация выходит и за рамки ИВТЭ. Мы контактируем с коллегами из Института металлургии Уральского отделения РАН, Института металлургии и материаловедения РАН им. А.А. Байкова, Институтом стали и сплавов (Москва), а также из Института структурной макрокинетики РАН в Черноголовке.
 

Востребованы сегодня ведущиеся в лаборатории сплавов исследования по алитированию, борированию, цинкалитированию изделий, что позволяет придать им определенные свойства, например, антикоррозионные, повысить механическую прочность. В частности на ОАО «Уралэлектромедь» (Верхняя Пышма) организуется опытная площадка, где будет отрабатываться созданная в лаборатории технология термодиффузионного цинкования изделий из черных металлов.
 

Одно из самых актуальных направлений — создание энергоустановок на основе высокотемпературных топливных элементов с твердым электролитом (ТОТЭ), в том числе и для нужд водородной энергетики. Сегодня водородной энергетикой пытаются заниматься многие организации, часто не имеющие настоящей научной базы. В нашем институте твердооксидные устройства для электрохимической энергетики разрабатываются на протяжении почти 50 лет. Сегодня ИВТЭ — один из лидеров в этой области. И хотя в тяжелые 1990-е годы наши позиции несколько ослабли, мы не стали меньше заниматься технологическими аспектами, больше внимания уделяя теоретическим исследованиям кинетики электрохимических процессов, созданию новых материалов для электродов, надеюсь, что в ближайшее время все встанет на свои места.
 

Наряду с созданием альтернативных источников энергии остается актуальной и традиционная энергетика. Предполагается, что к 2020 году объем производства электроэнергии атомными электростанциями увеличится вдвое. И здесь находят применение разработки нашей лаборатории радиохимии, созданные совместно с сотрудниками физико-технического факультета УГТУ-УПИ.
 

Широко используются и другие электрохимические устройства, разработанные в институте, например, твердоэлектролитные сенсоры и кислородные насосы. Создание установки для получения медицинского кислорода из воздуха на базе высокотемпературного электролизера с твердым электролитом предусмотрено в областной программе развития производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники в 2007–2010 годах.
 

Немало у нас закрытых разработок, которые находят применение в оборонной и космической отраслях, в частности разогревные химические источники тока.
 

— Жизнеспособность любого института определяется потенциалом научного коллектива. Как вы решаете кадровый вопрос?
 

— Сегодня лозунг «Кадры решают все» актуален, как никогда. Думаю, в нашем институте кадровая проблема решается правильно. Мы стремимся к гармоничному соотношению: старшее поколение — мощное среднее звено — молодежь. У нас тесные контакты как с Уральским госуниверситетом, так и с УГТУ-УПИ, особенно с физико-техническим, химико-технологическим и металлургическим факультетами. Переход к двухступенчатой системе подготовки специалистов позволяет провести селекцию лучших студентов и привлечь их к научной работе. В учебные планы, которые мы составляем совместно с кафедрой электрохимии УГТУ-УПИ, включены курсы лекций практически всех ведущих ученых нашего института — ведь мы готовим кадры высшей квалификации в том числе и для себя. «Своих» ребят, тех, кого интересуют знания, а не просто получение диплома, я вижу по глазам. Для них и нужна магистратура. За два года они осваиваются в институтских лабораториях, наиболее способные идут к нам в аспирантуру.
 

Для меня примером в решении кадровых вопросов, отношения к молодежи был мой учитель Леонид Евгеньевич Ивановский. Пользуясь случаем, хочу сказать о нем несколько слов. В свое время он создал в ИВТЭ лабораторию электролиза расплавов, куда я пришел после окончания УПИ. Леонид Евгеньевич в это время был главным ученым секретарем УНЦ АН СССР, но ежедневно бывал в нашей лаборатории, а мы, аспиранты, часто приходили к нему в президиум. У него был удивительный дар подбора коллектива, он всегда находил время для общения с молодыми сотрудниками. В моей судьбе Ивановский сыграл особую роль. Не раз благодаря его совету я принимал правильные, как потом выяснялось, решения. Например, когда, защитив кандидатскую, я хотел уйти из института, он убедил меня не делать этого. Вскоре я был избран председателем Совета молодых ученых УНЦ АН СССР, а позже и членом партбюро Института — молодых в те времена обязывали заниматься общественной работой. На науку времени практически не оставалось. И тогда Леонид Евгеньевич аккуратно вывел меня из состава партбюро. В 1991–1992 годах он передал мне лабораторию, причем готовил передачу дел в течение года. Мне было легко вникать в научно-организационные вопросы, потому что Ивановский, уже в качестве научного советника, всегда был рядом.
 

— Как институт пережил кризисные 1990-е годы и нынешнее реформирование Академии?
 

— Во время перестройки трудно было всем, и у нас некоторые лаборатории пострадали. Сегодня мы оптимизируем структуру института, уточняем научные направления — так из 18 тем, укрупнив их, оставили 6. Объединили ряд лабораторий — вместо 15 стало 11, что позволило увеличить научный потенциал. Из молодых сотрудников сформирован творческий коллектив для создания рабочего образца топливного элемента с твердым электролитом, усилен инновационно-информационный отдел.
 

Все эти перемены инициированы не внешними обстоятельствами, а нашей внутренней потребностью упорядочить работу. Я хотел бы особо отметить роль ученого совета ИВТЭ, который демонстрирует исключительно конструктивный подход к решению самых сложных вопросов, прежде всего касающихся реализации пилотного проекта реформирования РАН. Самая болезненная, пожалуй, проблема — изменение системы материального стимулирования научных работников. Прежняя позволяла администрации решать как научные, так и финансовые вопросы, а новая балльная не дает возможности оперативно реагировать на ситуацию. Впрочем, эти трудности — общие для всех академических институтов. Думаю, мы, как и другие, с ними справимся.
 


Беседовала
Е. ПОНИЗОВКИНА
 

На фото:

 

Директор ИВТЭ Ю.П. Зайков. Фото С. Новикова.

директор ИВТЭ Ю.П. Зайков (фото С. НОВИКОВА).

 

 

1965 г. Зав. лабораторией источников тока Г.К. Степанов (крайний слева) обсуждает с «главным электрохимиком» СССР академиком А.Н. Фрумкиным (в центре) результаты исследований топливного элемента с карбонатным электролитом. Крайний справа — директор института С.В. Карпачев.

1965 г. Зав. лабораторией источников тока Г.К. Степанов (крайний слева) обсуждает с «главным электрохимиком» СССР академиком А.Н. Фрумкиным (в центре) результаты исследований топливного элемента с карбонатным электролитом. Крайний справа — директор института С.В. Карпачев.

 

 

Н.Г. Илющенко (крайний справа) показывает президенту АН СССР академику М.В. Келдышу образцы диффузионных покрытий, полученных в солевых расплавах. В центре — С.В.Карпачев.

Н.Г. Илющенко (крайний справа) показывает президенту АН СССР академику М.В. Келдышу образцы диффузионных покрытий, полученных в солевых расплавах. В центре — С.В.Карпачев.

 

 

Академик А.Н. Барабошкин (фото С. НОВИКОВА).

Академик А.Н. Барабошкин (фото С. НОВИКОВА).



 

 

17.09.07

 Рейтинг ресурсов