К истории уральсой поэзии и печати

 
 

Голдин В.Н. Елизавета Гадамер плюс сто одна поэтесса Урала конца XIX — начала XX веков. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. — 272 с. (Серия «Литературное наследие Урала»).
 

Голдин В.Н. Поэзия конца XIX — начала XX столетий в периодических изданиях Урала. В 2-х кн. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. — Кн. первая. — 200 с.; кн. вторая. — 256 с. (Серия «Литературное наследие Урала»).


 



 

Наша газета однажды уже публиковала отзыв на книгу В.Н. Голдина, вышедшую в серии «Литературное наследие Урала» — см. материал А. Якубовского о двухтомнике «Поэзия Гражданской войны в периодических изданиях Урала: 1917–1919 гг.» («НУ» №11 за этот год). И вот — еще два сборника, подготовленных этим автором на основе раритетных фондов местной печати.
 

В статье, предваряющей труд «Елизавета Гадамер плюс сто одна поэтесса Урала…» В. Голдин не только раскрывает методы своей работы (скрупулезный поиск публикаций поэтесс на страницах больших и малых газет, журналов и альманахов с целью составить по возможности полную картину развития женской поэзии на Урале в избранный период). Он касается и более общих вопросов, высказывая, между прочим, свой взгляд на саму сущность проблемы: «…мужчина требует от женщины воплощения своего взгляда на жизнь. Но справедливо ли это?! Конечно, нет! Природа создала нас разными […] и не надо стирать грань между мужчиной и женщиной, между мужской и женской поэзией». Но от оценки либо анализа собственно поэзии автор воздерживается, более заботясь о воссоздании панорамы «жизни» печати того времени и женской поэзии на ее страницах: «…в период становления и развития литературного процесса, и женской поэзии в частности, появлялись в печати и довольно слабые произведения, но они интересны тем, что они были первыми. Прекрасная бабочка вырастает из невзрачной «куколки», и мы должны помнить об этом. […] Самородков без сопутствующих пород не бывает. […] Я сделал попытку вернуть к жизни неизвестный и в то же время большой культурный пласт, оставшийся на страницах физически разрушающихся газет и журналов». Напомним, что книга стала результатом изысканий в архивах и библиотеках Екатеринбурга, Кургана, Оренбурга, Перми, Тобольска, Тюмени и Челябинска.
 

Во вступительной статье В. Голдин обозначает основные вехи развития уральской периодики, дает краткие характеристики некоторым поэтессам — отмечая количество публикаций и основные темы творчества.
 

Основное же содержание книги — сами стихи. Каждый автор представлен одним или несколькими стихотворениями в хронологическом порядке публикаций (с 1885 по 1919 гг.), с указанием настоящего имени и приложением краткой библиографии. В конце книги приводятся алфавитные списки названий уральских периодических изданий и всех поэтесс, чьи стихи были в них опубликованы в конце XIX — начале XX веков, а также список использованной литературы.
 


* * *
 


Под обобщающим названием «Поэзия конца XIX — начала XX столетий в периодических изданиях Урала» скрывается, по существу, сборник произведений поэтов-мужчин. По сложившейся традиции в данном случае влияние половой принадлежности авторов на судьбу и содержание их произведений не обсуждается (а почему, интересно?), и речь идет просто об истории «уральской поэзии». Во вступительной статье составитель справедливо отмечает еще недостаточную изученность предмета и обосновывает свой труд: авторами уже существующих исследований «совершенно не учитывалось, что в конце XIX — начале XX века главными источниками выявления творческих потенций авторов были периодические издания. […] Только изучая эти источники на уровне уездных и губернских городов, можно представить себе, как формировался и развивался поэтический процесс на Урале». Можно, конечно, возразить, что стихи, опубликованные в периодике — это еще не вся уральская поэзия, автор же постоянно смешивает эти два понятия и, например, сообщает, что в 1906–1910 гг. «появилась и стала развиваться духовная поэзия». Естественно, она появилась намного раньше, а в эти годы лишь появились публикации духовных стихов на страницах епархиальных ведомостей.
 

Как и в предыдущей книге, В. Голдин развитие поэзии представляет в контексте развития самой печати (а попутно — культурной жизни, политических событий, общественных настроений, а также цензуры на Урале), коротко характеризует отдельных поэтов и далее публикует собственно стихи, в каждом случае предваряя их, когда это возможно, биобиблиографией автора. Первую книгу двухтомника составили произведения екатеринбуржцев, вторую — поэтов Кургана, Шадринска, Оренбурга, Перми, Тобольска, Тюмени и Челябинска. В конце второго тома приводится и список использованной литературы.
 

В заключение хочется отметить огромную работу, проделанную автором-составителем, и как результат — информационную насыщенность обоих изданий, что делает их ценным пособием для историков уральской литературы и краеведов. В то же время мерилом качества стихов составитель зачастую избирает присутствие или отсутствие в них социально-политического содержания, а не поэтическое мастерство. Предполагается, видимо, что читать книги серии «Литературное наследие Урала» люди будут с целью прежде всего познавательной, а не эстетической. С этой точки зрения значение труда В. Голдина очевидно, тем более что среди собранных им стихов есть вещи действительно примечательные. Как, например, опубликованная в газете «Уральская жизнь» 5 января 1910 г. «История русской жизни»:
 


Период первый

Шепот. Робкое дыхание,
Тихая печаль.
Заграничное издание
Спрятано в подвал.
Карты, сплетни, эти дамы,
Маскарад и бал
Хамы всюду, всюду хамы…
И скандал, скандал.

 

Период второй

Дни свободы. Речи бурны,
Забастовок ряд,
Все изданья бесцензурны
С головы до пят.
С песен сорваны запреты
И ликует Русь…
Эры, дэки, эсы, дэты…
И запрос, запрос.

 

Период третий

Снова тишь. Вопросы пола
Нарушают сон.
Учит бодрости нас школа:
— Будь без панталон.
К черту брачные вериги! —
Всюду лупанар…
И любви свободной лиги,
И угар, угар.

 

Период четвертый

Шепот. Робкое дыхание.
Жертвы и питье.
Капитала созиданье,
Мирное житье.
Поправели сильно россы,
Нанялись в извоз…
В моде шкурные вопросы
И донос, донос.

 

Об авторе стихотворения, укрывшемся под псевдонимом «Ясновидящий», ничего кроме этого и не известно. Но почти через век — разве не то же самое мы наблюдаем в России воочию? Ясновидящий-то прав оказался!
 

 

Голдин В.Н. Елизавета Гадамер плюс сто одна поэтесса Урала конца XIX — начала XX веков. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. — 272 с. (Серия «Литературное наследие Урала»).

 

Голдин В.Н. Поэзия конца XIX — начала XX столетий в периодических изданиях Урала. В 2-х кн. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. — Кн. первая. — 200 с. (Серия «Литературное наследие Урала»).      Голдин В.Н. Поэзия конца XIX — начала XX столетий в периодических изданиях Урала. В 2-х кн. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. — Кн. вторая. — 256 с. (Серия «Литературное наследие Урала»).

 


Е. ИЗВАРИНА
 



 

 

14.11.07

 Рейтинг ресурсов