Человек XXI века как проблема и перспектива

 
 

2 ноября в Екатеринбургской епархии состоялось заседание круглого стола «Пути формирования нового человека XXI века», в котором приняли участие академические и вузовские ученые, религиозные деятели, представители СМИ.


 



 

Открыл заседание председатель Уральского отделения РАН академик В.А. Черешнев. Он отметил, что тема круглого стола сформулирована весьма амбициозно, но тем интереснее ее обсуждать, искать решение проблемы, ведь цели высокие и труднодостижимые в отличие от близких и легкодоступных всегда побуждают к активной деятельности. Сегодня очень важно привлечь общественное внимание к нравственным ценностям, к достижениям культуры.
 

Перспективам человека в третьем тысячелетии было посвящено выступление доктора философских наук, профессора, председателя правления Свердловской областной организации общества «Знание» России С.Н. Некрасова. Понятие и образ человека возникли в историческое «осевое время» (термин К. Ясперса). Докладчик представил историко-философский обзор антропологических концепций, начиная с древнегреческих философов и христианской традиции (человек — самое любимое произведение Бога) до Маркса, Ницше и Фрейда. В XX веке, в эпоху крушения осевого времени возобладали постклассические антропологические модели, в которых образ человека, по словам М. Фуко, стирается, как рисунок на морском песке под ударами волн. В постструктуралистских концепциях человек — это то, чего не существует. Вместо человека на первый план выходит язык, язык становится демиургом. События начала нового тысячелетия свидетельствуют о завершении предыстории человечества, связанной с эксплуатацией и социальным неравенством, с расколом мира по национальным, религиозным и цивилизационным основаниям. В постосевое время необходимы новые подходы к проблеме Homo Sapiens, новая парадигма. Их формированию может способствовать создание энциклопедии человека.
 

Симптоматично, что Институт человека вновь возникает в России. (О первых двух проектах — в Доме инвалидов в Париже и в рамках Института философии АН СССР — говорилось на предыдущем заседании интеллектуально-делового клуба.) Третий и, возможно, более удачный проект будет реализован в Екатеринбурге в новом тысячелетии на рубеже эпох и стыке континентов на основе идеологии неоиндустриализма и преодоления результатов кризисной глобализации конца ХХ века.
 

По мнению члена-корреспондента РАН В.Ф. Балакирева (Институт металлургии УрО РАН), в XXI веке моральный облик среднестатистического человека в мире будет деградировать. Рост населения, с одной стороны, истощение природных ресурсов — с другой, приведут к обострению борьбы за выживание, в которой будут задействованы все средства, в том числе и аморальные. Усилится противостояние между богатыми и бедными странами, ведь, как говорил Адам Смит, богатство проистекает от ограбления.
 

Российская действительность также не внушает Владимиру Федоровичу оптимизма. В свое время в основу социалистической идеологии был заложен библейский принцип справедливости, а моральный кодекс строителя коммунизма включает, по сути, все заповеди Библии. Сохранение соборности, чувства локтя и коллективизма помогали россиянам выживать в самые трудные периоды нашей истории. А сегодня нам навязывают корысть и вседозволенность. Перед учеными стоит задача формирования основ морали, однако вряд ли их соображения будут учитываться.
 

Писатель В.П. Лукьянин полагает, что сегодня можно говорить об информационной революции, которая началась примерно двести лет назад с выходом первых газет и бурно развивалась на протяжении XX столетия — появление радио, телевидения и, наконец, Интернета. Говорят, возможности человеческого мозга огромны, и для чего-то природа создала такой избыток, но стоит ли слишком интенсивно эксплуатировать этот ресурс, не приведет ли это к его истощению? Известный психолог Лурье описывал случай человека, который обладал необыкновенной памятью, однако был лишен творческого начала. Сегодня остро стоит вопрос, как организовать переработку обрушивающейся на нас информации. Очень актуально это для школьного образования. Простое усвоение знаний не может заменить гимнастику ума, подобно тому как физический труд не может заменить физкультуру. Сегодня нередки попытки принизить роль учителя и даже изъять его из образования. Однако перепоручить процесс передачи знаний компьютеру нельзя, последствия могут быть самые плачевные. Именно учитель — источник авторитетного знания.
 

Стремление современных СМИ к объективному представлению информации —видеосюжет без комментариев — часто приводит к симуляции свободы и демократии. Развитие информационных технологий увеличивает уязвимость общества и государства, влечет свертывание гуманизма и деградацию личности. Где выход? Надо стремиться к гармонизации стратегии общества и законов природы, отказываться от потребительской цивилизации и сосредоточить внимание на мировоззренческих основах нашей жизни.
 

Зав. кафедрой общей молекулярной физики Уральского госуниверситета доктор физико-математических наук С.Ф. Борисов сообщил о проектах, связанных с использованием достижений физики и математики в медицине. Еще десять лет назад на кафедре была создана специализация «медицинская физика». Современная физическая наука располагает мощным аппаратом для исследования человеческого организма. Так, например, его можно изучать с позиций нелинейной равновесной термодинамики (на основе этого подхода разработана модель распространения наркомании). Исследование дыхания с помощью масс-спектрометра позволяет обнаружить бактерию, которая вызывает гастрит и язву желудка. Спектроскопические методы анализа биологических материалов используются в стоматологии для изучения тканей зубов. Специалисты кафедры имеют разработки по применению нанотехнологий в медицине (сенсоры с наномасштабными структурами могут внедряться в организм через сосуды для диагностики и управления лечением различных заболеваний), а также в области микрофлюидики (управления потоками энергии) и магнетизма. Эти исследования университетские ученые ведут совместно с коллегами из Уральского отделения РАН. Их дальнейшей активизации способствовало бы создание совета по координации деятельности в этой сфере. Обращение физики к проблеме здоровья человека, жизненно важной для каждого из нас, актуально не только в практическом, но и в мировоззренческом плане как поворот от деструктивных задач (создание оружия) к конструктивным, проявление конвергенции гуманитарного и естественнонаучного знания.
 

Доктор физико-математических наук В.Д. Мазуров (Институт математики и механики УрО РАН) убежден, что математика способна очень многое сделать для медицины, а значит, для здоровья человека. Математическое моделирование позволяет усовершенствовать диагностику, прогнозировать течение болезни, выбирать оптимальные варианты лечения, рационально управлять деятельностью органов здравоохранения и процессами в фармакологической отрасли. Диагностика в медицине имеет первостепенное значение. Правильный и вовремя поставленный диагноз повышает вероятность скорого выздоровления больного. Еще классик медицины, основоположник клиники внутренних болезней Сергей Петрович Боткин поднял вопрос об основаниях диагностики, в том числе о роли индукции и суждений по аналогии. Создавая научную теорию диагноза, С.П. Боткин стремился сделать диагностику математически точной наукой. Сейчас уже объективно установлено, что в сложных случаях, когда нужно учитывать множество взаимосвязанных факторов, без математики с ее строгими логическими методами и мощным формальным аппаратом не обойтись. Математические основания диагностики, прогнозирования и выбора в медицине и биологии включают математическую логику, математическую статистику, алгебру и соответствующий структуралистский поход к построению и исследованию математических моделей, распознавание образов, построение имитационных моделей нейронных сетей, методы математического анализа и систем дифференциальных уравнений. При постановке диагноза врач использует не только свои знания, но также интуицию. Поэтому для решения медицинских задач математики применяют человеческий алгоритм обработки информации. Использование математического моделирования в медицине никак не умаляет роли врача, напротив, эти средства усиливают его возможности и представляют собой вспомогательный инструментарий.
 

Профессор кафедры зоологии УрГУ, доктор биологических наук Ю.И. Новоженов убежден, что исследования проблемы человека невозможны без социобиологии, или науки о поведении человека, которая представляет собой синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. Первым социобиологом был Дарвин, автор теории естественного отбора. В XX веке биология перешла от изучения организма к уровню популяции как системной единицы отбора. Человеческая популяция, как и популяции животных видов, имеет территориальную, половую, возрастную, языковую и другие виды структуры, но помимо этого также культурную. Именно культурная структура определяет ход развития популяции Homo Sapiens. Создание и сохранение культуры — главный способ адаптации человека. Наука формирует практическую приспособленность, искусство — эмоциональную, религия — нравственную. Историю человечества можно представить как борьбу популяций, причем сегодня в мире наблюдается обострение популяционной борьбы. Американская социобиология базируется на изучении общественного поведения насекомых и экстраполирует его закономерности на человека. Задача российских ученых — создать социобиологию, основанную на познании человека с точки зрения популяционного и эволюционного подходов.
 

В своем выступлении академик Г.П. Швейкин (Институт химии твердого тела УрО РАН) отметил, что при всей перспективности нанотехнологий связанные с ними исследования и разработки требуют ответственного отношения. С уменьшением размера частиц их реакционная способность очень сильно меняется, поэтому мы не всегда способны предвидеть последствия, к которым могут привести исследования, подобно тому как ученые, открывшие радиацию, не предполагали, что энергия атома будет использована для создания ядерного оружия. Сегодня в мире ежегодно выходит десятки тысяч статей по нанотехнологиям. Прочитать все это не в состоянии даже специалист, поэтому надо учиться обрабатывать большие массивы информации, противостоять давлению информационного бума.
 

Зав. кафедрой религиоведения УрГУ доктор философских наук профессор Д.В. Пивоваров представил обзор философско-религиозных моделей человека. Миф о новом человеке очень древний, но сегодня он необходим, как и в прошлые времена, поскольку без мифов и иллюзий человек теряет смысл жизни.
 

Все многообразие философских моделей человека можно свести к трем. Согласно первой человека определяет одно начало — либо материальное (материалистические представления о человеке как состоящем из материальных частиц, из плоти), либо духовное (человек как поток духовных атомов — различные идеалистические направления, буддизм). Оба эти представления конструктивны и дали в философии хорошие результаты. Согласно другой модели человек состоит из двух несводимых начал — духа и тела (например, дуализм Декарта). И эта модель также дала хорошие результаты, особенно в психологии. Третья модель, идущая от апостола Павла, существует в рамках христианской традиции. Человека можно представить в виде трех окружностей, входящих одна в другую. В малом круге — дух (может, добра, а может, и зла — духовность бывает разной). Вокруг духа — душа, зеркало духа, а третья окружность — плоть. Все в целом составляет тело (не надо путать с плотью). Если душа обслуживает дух, то это духовный человек, если плоть — то это человек плотяный. Есть и промежуточный человек — душевный, колеблющийся.
 

Ограничить антропологические исследования рамками какой-то одной модели невозможно. Ни одна из философских проблем никогда не была окончательно решена, в том числе и проблема человека. Тем более бесперспективно сводить познание человека к изучению его средствами науками. Конструктивная идея — создать энциклопедию разных, конкурирующих моделей Homo Sapiens, в частности в рамках Института человека.
 

В сообщении главного санитарного врача по Свердловской области Б.И. Никонова шла речь о влиянии на здоровье человека ГМО (генетически модифицированных организмов). Генетически модифицированные соя, картофель и другие агрокультуры выращиваются в промышленных масштабах в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Китае, ЮАР и еще ряде стран. Пока достоверных данных о вреде ГМО для здоровья человека нет. Однако противники ГМО говорят об экологической и медицинской опасностях их распространения. Первая заключается в том, что ГМО, обладающие особой устойчивостью к неблагоприятным климатическим факторам и повышенной урожайностью, будут вытеснять естественную растительность, вторая — в том, что при регулярном употреблении в пищу устойчивых к различным микроорганизмам ГМО у человека может сформироваться невосприимчивость к антибиотикам. В любом случае разработчики трансгенных технологий должны задумываться о возможных последствиях своей деятельности.
 

Зам. председателя областного Совета ветеранов А.С. Усачев убежден, что личность утверждает себя как существо общественное. Человек XXI века видится разумным и гуманным, деятельным и умеющим наслаждаться красотой и природой. Перспективы формирования человека будущего связаны с совершенствованием отношений между людьми, обеспечением достойной жизни всех, построением в стране гражданского общества.
 

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский — владыка Викентий отметил, что участники круглого стола всесторонне обсудили проблему человека. Однако не нужно забывать, что мы созданы творцом, который в виде библейских заповедей дал нам инструкцию, как жить, чтобы находиться в гармонии с природой и друг с другом. Нравственное падение, потеря настоящей любви к ближнему ведут к гибели человеческой цивилизации. Чтобы ее сохранить, надо возвратиться к библейским заповедям, следовать нравственным ценностям, строить на их основе науку и культуру.
 

Завершая заседание круглого стола, академик В.А. Черешнев предложил собравшимся подключиться к осуществлению конкретного проекта, направленного на формирование человека будущего. В Невьянске создается демидовский образовательный комплекс для детей, брошенных родителями. Пока набраны первые 30 учеников в первый класс. А вообще цикл обучения будет начинаться с детского сада и закачиваться высшей школой. Предполагается, что здесь будут преподавать высококвалифицированные специалисты, ведь рядом Екатеринбург — крупнейший вузовско-академический центр. Разработка концепции нового образовательного комплекса, создание учебных программ, оптимальной системы обучения, воспитания, раскрытия творческих способностей молодых людей могут стать первой практической задачей Института человека, к осуществлению которой разумно привлечь преподавателей крупнейших вузов города и сотрудников государственных академий — РАН, медицинской, педагогической.
 

 

Заседание круглого стола «Пути формирования нового человека XXI века».

 

 


Подготовила Е. ПОНИЗОВКИНА
 



 

 

28.11.07

 Рейтинг ресурсов