Модели и заряды

 
 

Математическое моделирование теплового и напряженно-деформированного состояния оболоченных конструкций с наполнителем. В.Н. Аликин, В.В. Маланин, М.И. Соколовский и др. – Пермь: ОАО «НИИУМС», 2007. – 109 с.
 

 

В Пермской краевой универсальной библиотеке им. А.М. Горького состоялась презентация книги «Математическое моделирование теплового и напряженно-деформированного состояния оболоченных конструкций с наполнителем» под научной редакцией члена-корреспондента РАН Михаила Соколовского. Авторский коллектив — зримый образ содружества всех ветвей науки с высокотехнологичным производством. Это генеральный директор ОАО «Научно-исследовательский институт управляющих машин и систем», лауреат Государственной премии России и премии Правительства России Владимир Аликин, ректор Пермского государственного университета, заслуженный деятель науки России, доктор технических наук, профессор Владимир Маланин, генеральный директор и генеральный конструктор ОАО НПО «Искра», член-корреспондент РАН Михаил Соколовский, главный инженер компании «АШЛЕНД-МСП», кандидат технических наук Сергей Сесюнин, директор ОКБ «Темп» Пермского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор Сергей Серебренников и аспирант ОКБ «Темп» ПГТУ Михаил Селиванов.
 

На презентации книги собралась разновозрастная аудитория — студенты и аспиранты аэрокосмического факультета технического университета (ПГТУ), механико-математического факультета классического университета (ПГУ), преподаватели вузов и специалисты военно-промышленного комплекса.
 

— Не только в России, но и за рубежом Пермь известна как город реактивного двигателя, где все три составляющие — авиационная, твердотопливная и жидкостная — представлены известными всему миру предприятиями ВПК, выпускающими наукоемкую продукцию. Мы поставили перед собой задачу передать накопленный научно-технический потенциал молодому поколению исследователей и разработчиков, — сказал собравшимся один из авторов монографии Владимир Аликин. — В книге мы приводим алгоритмы и программные комплексы для проектирования ракетных двигателей на твердом топливе, эксплуатируемых и применяемых по назначению в естественном климатическом диапазоне (минус 50° — плюс 50°С). Это тематика НПО «Искра», «Пермского порохового завода» им. С.М. Кирова, и завода «Машиностроитель» различного функционального назначения.
 

Сложность решенных задач заключается в том, что твердое топливо является высоконаполненным полимером с ярко выраженными вязкоупругими свойствами. Это необходимо учитывать при выборе оптимальной конструкции заряда и, несмотря на всю математическую мощь современного компьютерного моделирования, экспериментально проверять модель на соответствие описываемым ею процессам. К примеру, чтобы определить реальные коэффициенты теплообмена, пришлось встраивать датчики прямо в топливо и тщательно термостатировать заряд. Особенно сложным оказалось исследование зарядов ракет, стартующих из торпедных аппаратов подводных лодок: там часть ракеты находится в забортной воде, а часть — в теплом аппарате подводной лодки. По итогам проведенных исследований авторы выработали рабочие рекомендации, обеспечивающие высокий уровень механической надежности реактивных двигателей на твердом топливе.
 

О необходимости продолжить начатую серию книг по твердым топливам и другим составляющим ракетного двигателя и о передаче опыта следующему поколению говорил заместитель генерального конструктора, директор КБ машиностроения Сергей Бурдюков. Проблемы проектирования осветил в своем выступлении директор по производству и технике ЗАО «Ашленд МСП», кандидат технических наук Сергей Сесюнин.
 

Свою книгу авторы адресовали научно-техническим специалистам по рассматриваемой проблеме, а также преподавателям, студентам и аспирантам соответствующих специальностей.
 


О. СЕМЧЕНКО
 

Математическое моделирование теплового и напряженно-деформированного состояния оболоченных конструкций с наполнителем. В.Н. Аликин, В.В. Маланин, М.И. Соколовский и др. – Пермь: ОАО «НИИУМС», 2007. – 109 с.



 

 

12.12.07

 Рейтинг ресурсов