Эхо дачного лета

 
 

Было ли так задумано, или по иронии судьбы, но открытие в екатеринбургском Доме ученых фотовыставки «Дачная жизнь» совпало с приходом на Урал серьезных уже, основательных зимних холодов и снегопадов.


 



 

Еще один летне-осенний сезон отпусков и уик-эндов «на фазенде» окончательно канул в историю. Не в «большую», так в «малую» историю: семейную, для своих… «Дача» — ведь это как раз семейное предприятие и мероприятие, нечто вне дома — да своё, и от того домашнее вдвойне. А еще, если разобраться, дачи предреволюционной России, советские дачи-подачки для «особ приближенных» и типовые кооперативы для всех прочих, сегодняшний совершенно новый взгляд на обустройство загородного дома — это же целый пласт жизни и культуры, со своей мифологией, только нам понятным «кодом» впечатлений, ощущений, ассоциаций…
 

Вот как раз тому, у кого с чем ассоциируется словосочетание «дачная жизнь», и была посвящена выставка. Потому-то и продемонстрировала она, при скромном количестве экспонатов, множество жанров и приемов. В то же время была и общая цель — воссоздать настроение горожанина — за городом, дачника — в созерцании, в «нирване». Точнее всего оно выразилось в натюрмортах — трех «приоконных» композициях С. Власовой, серии М. Макаровой «Забытые вещи», а также в особом настроении видов природы — «Релаксации» В.П. Скрипова и фантазийном сумеречном пейзаже В.Гудкова, который автор вместо названия сопроводил стихами Г. Шпаликова:
 

По несчастью
           или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места…
 

Дача, вроде, «под боком», и не предполагает такой уж горькой ностальгии, и все же с каждым миновавшим летом, даже с каждым днем — нечто уходит от нас навсегда: частица жизни, частица… особого «дачного» света, который присутствовал во многих работах (ярче всего — на снимке затемненной комнаты, пронизанной солнечным лучом у А. Шестакова). Время стремительно, а взгляд художника, напротив, нетороплив, внимателен и взыскателен. Он обнаруживает и фиксирует для зрителя тайную жизнь вещей (не говоря уж о чрезвычайно содержательной дачной жизни братьев наших меньших), он в обыденном открывает извечное, в прозе состояния — поэзию настроения. Зритель это почувствовал — выставка удалась, пускай на час — но приоткрылась-таки «дверь в лето»…
 


Е. ИЗВАРИНА
 

На фото:

 

Фотография В. Гудкова «Байкал. Маки».

фотография В. Гудкова «Байкал. Маки».

 

 

Фото С. Власовой.

 

Фото С. Власовой.

Работы С. Власовой.



 

 

13.12.07

 Рейтинг ресурсов