Троллейвоз для полезных ископаемых

 
 

В рамках международного научного симпозиума «Неделя горняка – 2008» Московским государственным горным университетом и Институтом горного дела УрО РАН 30 января был проведен круглый стол «Пути повышения конкурентоспособности горных машин. Карьерный транспорт».


 



 

В работе круглого стола приняли участие около 70 специалистов, представляющих более 30 ведущих академических, отраслевых и учебных институтов, производственных предприятий горной промышленности и предприятий-изготовителей горно-транспортной техники и оборудования из России, Казахстана, Беларуси, Украины.
 

В процессе обсуждения проблем собравшиеся пришли к мнению, что бесспорной тенденцией развития мировой горной промышленности на обозримую перспективу считается устойчивая ориентация на открытый способ разработки, как обеспечивающий наилучшие экономические показатели. Одновременно все большую роль будут играть подземный и комбинированный способы разработки месторождений полезных ископаемых.
 

Основными факторами, определяющими развитие карьерного транспорта, стали ухудшающиеся горно-геологические и горнотехнические условия разработки. На большинстве карьеров не удается достичь компенсации снижения технико-экономических показателей транспортирования горной массы с увеличением глубины разработки за счет технического прогресса. Поэтому транспортная проблема была и остается одной из важнейших при разработке глубоких карьеров.
 

Главный вид технологического транспорта при добыче полезных ископаемых — автомобильный. Его удельный вес с учетом всех подотраслей горнодобывающей промышленности приблизился к 75 процентам, и в ближайшее время эта тенденция сохранится. В ПО «БелАЗ» постоянно ведутся работы по совершенствованию конструкций и технологий, поиску новых компоновочных и конструктивных схем, чтобы производимые карьерные автосамосвалы в большей мере отвечали требованиям горнодобывающих предприятий. За сравнительно короткий период разработаны новые модели самосвалов.
 

Институтом горного дела УрО РАН предложен комплекс специализированных транспортных средств для открытого и подземного способов отработки месторождений твердых полезных ископаемых. Это троллейвоз, автосамосвал с комбинированной энергосиловой установкой (КЭУ), углубочный комплекс в составе погрузочного средства и гусеничного самосвала, троллейавтопоезд.
 

Часть докладов была посвящена технологическим аспектам применения средств карьерного транспорта, в том числе новой технологии доработки карьеров с применением углубочных комплексов (ИГД УрО РАН), оптимизации конструкции бортов в нижней части кимберлитовых карьеров за счет применения новой технологии горных работ (Институт «Якутнипроалмаз»), особенностям определения производственной мощности глубоких карьеров в различные периоды их развития (Институт геотехнической механики им. Н.С. Полякова НАН Украины). Актуальной остается тематика обоснования рациональной структуры парка и срока эксплуатации карьерного автотранспорта (ИГД УрО РАН, ООО «НПП СпецТек»).
 

Повышенный интерес участников конференции вызвали доклады, посвященные обоснованию технических и технологических параметров, областей рационального применения, разработке и созданию новой специализированной горнотранспортной техники. Параллельно развиваются две тенденции — универсализации и специализации средств карьерного транспорта. Признаны актуальными вопросы применения на карьерах кранлайнов, автосамосвалов с комбинированной энергосиловой установкой, троллейвозного транспорта, гусеничных самосвалов и углубочных комплексов, троллейавтопоезда (ИГД УрО РАН, УГГГУ). Внимание собравшихся привлекли ведущиеся в ИГД УрО РАН по заказу компании «Алроса» научно-исследовательские работы по созданию специальных гусеничных транспортных средств грузоподъемностью до 60 тонн. Они способны преодолевать повышенные уклоны карьерных автодорог (до 33 процентов), работать в сложных горнотехнических условиях, таких как стесненность рабочей зоны, обводненность.
 

Задача снижения потребления топливно-энергетических ресурсов, которые составляют до 40 процентов общих затрат на эксплуатацию карьерного автотранспорта, имеет важное значение как для снижения себестоимости транспортирования горной массы, так и рационального использования и экономии жидкого топлива. Отмечена актуальность мониторинга технического состояния средств карьерного транспорта, экспертизы промышленной безопасности, развития методов неразрушающего контроля и диагностики, методического обеспечения экспертизы промышленной безопасности подвижного состава карьерного транспорта.
 

Участники круглого стола решили поручить Институту горного дела УрО РАН продолжить исследования по обоснованию технических, технологических параметров и сфер рационального применения новых специализированных средств карьерного транспорта. Троллейвозный транспорт горной массы найдет применение в карьере «Зарница», ШУ «Восточное», карьерные автосамосвалы с КЭУ — на Сорском ГОКе, гусеничные самосвалы удобно использовать практически на всех карьерах АК «АЛРОСА», троллейавтопоезду найдется работа в ОАО «Комбинат «Магнезит».
 

Поступило предложение МГГУ совместно с ИГД УрО РАН и МК «Уралмаш» в 2009 г. провести круглый стол «Пути повышения конкурентоспособности горных машин. Дробильно-размольное оборудование».
 


Соб. инф.
 

На снимке:

 

 

Участники «Недели горняка» — сотрудники Института горного дела УрО РАН (слева направо) заведующий сектором энергосбережения, помощник ученого секретаря круглого стола П.И. Тарасов, младшие научные сотрудники М.В. Исаков и В.А. Черепанов.

 участники «Недели горняка» — сотрудники Института горного дела УрО РАН (слева направо) заведующий сектором энергосбережения, помощник ученого секретаря круглого стола П.И. Тарасов, младшие научные сотрудники М.В. Исаков и В.А. Черепанов.
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Март 2008 г. № 5 (966)

11.03.08

 Рейтинг ресурсов