Эмоции, ценности, познание

 
 

Мирошников Ю.И. «Аксиология: концепция эмотивизма». — Екатеринбург, 2007.

 

Название книги привлекает внимание как профессиональных философов, так и просто любознательных читателей. Первых интересует заявленное в качестве центрального понятие «аксиология», которое продолжает оставаться периферийным в современных философских текстах. Любознательного читателя интригует загадочный «эмотивизм», поскольку эмоциональный мир человека, как правило, выпадает из поля зрения философов, тогда как автор книги рискует предложить концепцию эмотивизма.
 

Ожидания тех и других оправдаются. Во-первых, вся монография посвящена доказательству того, что аксиология — это не прошлое философии, а ее важнейшая составляющая, которая, наряду с онтологией и гносеологией, служит фундаментом всех остальных областей философского знания; при этом именно она, раскрывая ценностное отношение человека к миру, придает философии, если так можно выразиться, «человеческое лицо». Во-вторых, палитра эмоций, наполняющая нашу жизнь с рождения до отхода в мир иной, представлена во всем ее многообразии и богатстве оттенков: это мир высших и низших эмоций, проявляющих себя как в сфере психофизиологической активности человека, так и в его нравственно-духовной жизни, поляризуемый событиями на положительные и отрицательные и ими же соединяемый в неразрывное целое. Нечасто в современных отечественных текстах встретишь рассуждения о вере, воле и душе, о любви и ненависти, о добре и зле. Мы находим у автора и объяснение этому: он показывает, что постмодернистские веяния и мода сознательно ориентированы на то, чтобы многомерный, иерархически упорядоченный и объемный мир свести к поверхности и плоскости — «… у исследователя постмодернизма в структуре мысли преобладает плоскость, горизонталь; на наш взгляд, приоритет принадлежит вертикали». Эти философские рассуждения приобретают конкретность, когда мы входим в ценностно-эмоциональный мир и пытаемся понять, действительно ли добро и зло — равноположенные явления или они ранжированы, и тогда мы вынуждены чему-то из них отдавать предпочтение, что-то отстаивать, а против чего-то бороться.
 

Что, бесспорно, удалось Ю.И. Мирошникову — так это убедить профессиональную публику в реальном существовании аксиологии как относительно самостоятельной области философского знания. Данной идее подчинена и общая логика рецензируемой работы, и содержание каждой из десяти глав книги. Аксиологическая тематика выстроена вокруг ценностного сознания: проблема ценности и ценностного отношения, как бытийственного по своей природе, сфокусирована и подана через призму именно ценностного сознания. Тем самым, как мне кажется, Ю. И. Мирошников явно обозначает свою позицию: он поддерживает рационалистическую традицию в философии и, по сути, остается на ее почве, обращаясь даже к таким, казалось бы, внерациональным проявлениям, как чувства и эмоции. Понятие ценностного сознания фигурирует в названиях обеих частей его монографии; при этом в первой части рассматриваются исторические, методологические и культурные основания, значимые в исследовании ценностного сознания, а во второй — теоретические основания подобных исследований. Это достаточно масштабный замысел для выявления специфики аксиологии. Обращение к истории философии и истории культуры сопровождает весь ход авторских рассуждений (хотя этому специально посвящена, судя по названию, первая часть работы). Он вводит в оборот «незатасканные» тексты и цитаты, раскрывающие и конкретизирующие специфику ценностных отношений.
 

По поводу авторских примеров и ссылок хотелось бы сказать особо. Ю. И. Мирошников явно (и, наверное, сознательно) отходит от сугубо сциентистского варианта аргументации — он широко использует художественную литературу, что, бесспорно, не только украшает его собственные размышления и делает философский текст доступным широкому читателю, но дает возможность наглядно увидеть, как возможна философия, опирающаяся на вненаучные способы постижения мира и человека.
 

С точки зрения теоретического обоснования аксиологии, для автора особо важны два уровня ценностного сознания — общественное и индивидуальное. Здесь он пытается уйти от односторонности марксистской парадигмы (в отечественной ее версии советского периода), когда все зацикливалось только на уровне общественного сознания. А в разделе «Ценностные формы индивидуального сознания» намечены для анализа очень любопытные феномены — такие, как эмоциональная чувственность, оценка, особенности языка для их выражения и др.
 

В теоретическом обосновании статуса аксиологии большой интерес вызывает рассмотрение ценностного сознания в онтологическом и гносеологическом аспектах (этой проблеме посвящен весь третий раздел второй части работы). Оба этих аспекта исследования ценностного сознания развернуты двусторонне: с одной стороны, автор высвечивает присутствие ценностной составляющей как в бытийном, так и в познавательном отношениях человека к миру, а с другой — выявляет онтологические и гносеологические моменты собственно в самом ценностном отношении. Подобная позиция выглядит внутренне убедительной и позволяет согласиться с тем, на чем настаивает Ю.И. Мирошников, — ценности существуют не только в мире культуры, но и в космическом мироустройстве.
 

Последний раздел монографии «Эмоционально-ценностные основы познавательной деятельности» интересен также тем, что из различных видов познавательной деятельности выбран научный, поскольку именно этот способ познания чаще всего представляется независимым от ценностных характеристик. Авторский подход не просто выявляет эмоционально-ценностные основания научной деятельности, но утверждает необходимость такой области, как психология науки, которая должна стать направлением философии науки, пограничным с аксиологией, подобно тому, как уже сегодня аксиология пересекается с философской антропологией, этикой, эстетикой, философией религии. С учетом состояния и статуса истории и философии науки в современной отечественной философии этот разговор представляется очень важным.
 

В монографии Ю.И. Мирошникова суммирована и определенным образом систематизирована отечественная литература за последние пятьдесят лет, прямо или косвенно касающаяся ценностной проблематики. Подобный энциклопедизм весьма ценен, однако он порой затрудняет обнаружение собственно авторской позиции, поскольку она, как правило, погружена в обилие подходов и цитат. Чтение работы могло бы быть существенно облегчено наличием словаря основных терминов, в котором автор дал бы собственные толкования базовым понятиям аксиологии.
 


Н.В. БРЯНИК, доктор философских наук
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Март 2008 г. № 6 (967)

26.03.07

 Рейтинг ресурсов