Сорок пять любимых кадров |
«45». Название первой персональной выставки фотографий Марины Макаровой в
Доме ученых у меня, например, вызывает ассоциации со стильными и лаконичными
названиями кинофильмов, ставших, между прочим, классикой XX века:
«Тринадцать», «8 1/2», «33»… недавние «12» опять же… Цифры, вынесенные в
какой-либо заголовок, мы уже воспринимаем в какой-то мере как картинку,
занимающую «глаз» прежде «ума». Число, ставшее названием, читается как
символ. «45, — значится в предуведомлении к выставке, — красивая цифра! Она
достаточно мала, чтобы еще раз весело взглянуть на свою жизнь, и
недостаточно кругла для самолюбования». Ага. Вот оно, значит, как: речь идет
о возрасте, и прежде всего возрасте души, дарования и настроения. Дата не
круглая, но — красивая. Выставка не торжественно-юбилейная, а
вдохновенно-спонтанная. Если и был «тяжкий труд» — он остался за кадром, а
налицо — то бишь, на стенах, — праздник цвета, разнообразие эмоций,
эксперименты с композицией.
Были здесь и картины природы, и портреты, и оригинальные ню, и отголоски
дальних странствий, и пристальное внимание к родным пенатам, к «братьям
нашим меньшим» (и даже наимельчайшим), к глубинным соотношениям живого и
неживого в натюрморте и пейзаже. А также — к себе-фотографу, на самом-то
деле в каждом кадре снимающему свое собственное состояние в данную секунду,
свое отношение к происходящему.
Очень личная получилась экспозиция, то есть вся — для нас и о нас, о
зрителях. Таков уж парадокс искусства. Таков уж смысл современной
художественной фотографии, где механика и оптика с удовольствием подчиняются
интуиции и вдохновению.
На фото:
две работы
М. Макаровой:
«Контрабас».
«Монастырский хлеб».
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Март 2008 г. № 6 (967) |
26.03.07