На пути к экономической стратегии

 
 

10 июня в Институте экономики УрО РАН состоялось заседание круглого стола «Стратегические задачи и направления развития промышленности Свердловской области до 2020 г.», организованного совместно с областным правительством с целью определения подходов и выработки рекомендаций по разработке экономической стратегии региона.
 

 

Сопредседателями и ведущими круглого стола стали директор ИЭ академик А.И. Татаркин и первый заместитель председателя правительства, министр промышленности и науки Свердловской области А.Л. Гредин. О важности разговора свидетельствовало уже то, что и места за дискуссионным столом, и ряды слушателей были заполнены до отказа. Может быть, впервые значительную часть присутствующих составили руководители промышленных предприятий, организаторы бизнеса — наконец-то состоялся диалог теоретиков (ученых-экономистов) и практиков промышленного строительства на Урале.
 

Открывая заседание, А.Л. Гредин напомнил о приоритетах разрабатываемой сейчас стратегии развития Свердловской области. Это, прежде всего, инвестиции в «человеческий капитал» с целью повышения его качества и эффективности его использования, перевод экономики на инновационный путь развития, опора на новые технологии, повышение производительности и конкурентоспособности предприятий без увеличения их мощностей.
 

Академик А.И. Татаркин во вступительном слове попросил собравшихся сосредоточить внимание на трех заявленных в программе — действительно узловых, определяющих —направлениях экономической стратегии: вопросах кардинального повышения производительности труда, перехода на инновационный путь развития и формирования и реализации эффективной промышленной политики. По мнению директора Института экономики, стратегия развития области должна быть принята не как догма, а как постоянно обновляющаяся программа действий.
 

Основным докладчиком по первому вопросу выступил ректор УрГЭУ доктор экономических наук, профессор М.В. Федоров. Повышение производительности труда напрямую связанно с повышением конкурентоспособности и является одним из главных показателей концентрации производства. Такие характеристики производительности труда как объем вырабатываемой продукции на одного занятого в производстве, степень износа оборудования, коэффициент обновляемости основных фондов, импортозависимость экономики в целом в численном выражении показывают значительное отставание России от развитых стран. Росту производительности труда препятствует дефицит квалифицированных кадров, преобладание отраслевого подхода в планировании, слабая мотивация генерирования инновационной деятельности, недостатки в планировании и прогнозировании, недостаточная оплата квалифицированного труда и т.д.
 

Устранению этих проблем способствует формирование мотивации к повышению качества и эффективности использования человеческого потенциала, развитие новых форм хозяйствования (в частности, кластерной организации производства), обеспечивающих интеграцию науки, образования и производства, а также создание инновационной среды.
 

Содокладчик М.В. Федорова, генеральный директор ОАО «Завод радиоаппаратуры» С.А. Новосельцев предложил «от ритуальных фраз перейти к конкретным предложениям» и посоветовал обратиться к властям с инициативой: выбрать приоритетные для региона отрасли промышленности и предоставить им льготы в налогообложении, а полученные средства направить на развитие НИОКР, обновление и приобретение оборудования. Также он предложил на основе частно-государственного партнерства организовать в Екатеринбурге учреждение по типу профессионально-технического училища для подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Не меньше пригодилась бы области и бизнес-школа высокого уровня, опять же, возможно, открытая при партнерском участии частного капитала, но «только не при каком-либо вузе. Нельзя, чтобы одни и те же люди учили вчерашних школьников и начинающих бизнесменов». «Камень в огород» науки и высшей школы был брошен, и еще не раз за круглым столом звучало недовольство отставанием теории экономики от практики жизни. Но в то же время все выступающие были настроены на конструктивное сотрудничество властей, промышленников и ученых. Обсуждая первый доклад, многие говорили о способах решения кадровой проблемы, о недостаточном стимулировании малого и среднего бизнеса на Урале. В частности, начальник отдела лесопромышленного комплекса министерства промышленности и науки Свердловской области кандидат технических наук А.В. Махренцов рассказал о проблемах и показателях производительности труда в своей отрасли в сравнении с лесозаготовками в Финляндии. Итог обсуждению подвел академик А.И. Татаркин: «Мы должны наконец отказаться от некоторых ложных (хотя с виду и остроумных) формулировок. Часто приходится слышать: «Мы плохо живем потому, что мы плохо работаем». На самом-то деле мы плохо живем потому, что мы мало получаем. Человек сегодня становится главной фигурой всего общественного развития, ему и нужно создавать надлежащие условия».
 

Второй обсуждаемой за круглым столом проблемой стал переход на инновационный путь развития. Первым взял слово проректор по экономическому развитию и финансам УГТУ-УПИ, доктор экономических наук С.В. Кортов. Он сформулировал первостепенные задачи для Свердловской области: определить приоритетные направления для инновационного сектора экономики (нанотехнологии, фармацевтика, энерго- и ресурсосбережение идр.); принять законы об инновационной деятельности и о технопарках Свердловской области, проекты которых уже разработаны; решить проблему инфраструктуры: определить стратегию создания технопарков, реализовать-таки идею особой экономической зоны и всесторонне обосновать проект Большого евразийского университета. Финансирование инновационной деятельности пока явно недостаточное, здесь нужны активные усилия, ведь «капитал идет туда, где ему комфортно, где его любят, где его привечают и о нем заботятся». В сфере образования — готовить не только, как сейчас модно, элитных управленцев, но и элитных инженеров.
 

Содокладчик, генеральный директор ОАО «Кушвинский завод прокатных валков» Р.Х. Гималетдинов вернулся к вопросу производительности труда, много, на конкретных примерах, говорил о проблемах обновления парка оборудования, а также о новых технологиях, закупка которых средним и мелким предприятиям обрабатывающей промышленности практически не по силам. По его меткому наблюдению, бизнес (в значении капиталовложений) — как вода: перетечет туда, где лучше, но оттуда, где его будут искусственно подогревать, — просто испарится. То есть, инвестиционная политика должна совершенствовать свои именно политические и даже психологические методики.
 

В докладе «Формирование и реализация эффективной промышленной политики» доктор экономических наук, профессор О.А. Романова (ИЭ УрО РАН) выделила отличительные черты национальной промышленной политики, «которая может быть успешной только если она привлекает, аккумулирует усилия государства, бизнеса, науки, общества в целом» и должна отойти от строго отраслевого подхода в планировании в соответствии со «структурным перепроектированием промышленности, в котором определяющую роль играет формирование высокотехнологичного, интеллектуального ядра». На Урале еще сохранился высокий потенциал оборонно-промышленного комплекса, который следует использовать в новых условиях, когда информация и знания становятся основными факторами производства, и в центре внимания оказывается инновационная политика.
 

Важнейшие задачи в этой сфере — создание благоприятных условий для всех реально работающих предприятий, изменение структуры региональной промышленности в пользу высокотехнологичных производств, реорганизация самих предприятий, своевременное приостановление неэффективных промышленных программ. Все эти задачи невозможно решить без активного содействия областного правительства. Были названы и основные механизмы реализации промышленной политики: частно-государственное партнерство, создание и развитие кластеров, выделение приоритетных проектов и внимание к специальным институтам развития. Факторами, тормозящими эту работу, можно назвать отсутствие соответствующих законов (хотя, при участии Института экономики, уже разработан проект федерального закона о региональной промышленной политике); отсутствие методологии выбора приоритетов (точнее, адаптации зарубежных методик для условий России, ее региона). Кроме того, предстоит разработать основы методологической оценки возможных последствий внедрения новых технологий — экологических, социальных и т.д.
 

Содокладчиком по проблемам региональной промышленной политики стал первый заместитель председателя Союза машиностроительных предприятий области, генеральный директор ЗАО «Уралпром-оборудование» А.А. Беседин.
 

В заключение обсуждения было решено проводить такие встречи за круглым столом ежеквартально, а по итогам данного заседания принять решение с рекомендациями по всем трем основным проблемам экономической стратегии.
 

В этом решении ключевыми направлениями повышения производительности труда названы коренная модернизация экономики, отход от отраслевого подхода в экономике и выделение технологических кластеров, развитие внутренней конкурентной среды, развитие технопарков и других новых форм организации бизнеса, объединяющих науку, образование и производство, создание технологических округов вокруг крупных предприятий и организация общероссийского и регионального центров производительности труда.
Стратегия инновационного развития Свердловской области должна быть нацелена на преобразование мультиотраслевого комплекса в среду наукоемкого предпринимательства с организацией территориальных кластеров с замкнутым инновационным циклом. Инновационный подход — это ориентация приоритетов науки на разработку высокотехнологичной гражданской продукции, активная роль государства в организации НИОКР и трансфере их результатов в реальный сектор экономики, развитие наукоемкого предпринимательства, развитие системы непрерывного образования, информатизация и компьютеризация общества, формирование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, стимулирование государственного заказа на поставку инновационной продукции и т.д.
 

То же и в реализации новой, эффективной промышленной политики: необходимы четко выделенные региональные приоритеты, законодательные основы проведения промышленной политики, всесторонняя помощь государства и государственное регулирование экономики плюс кластерный подход, частно-государственное партнерство, создание системы софинансирования, а в области теории — «своевременное создание научно-методологического подхода к формированию в экономике новейшего шестого и элементов седьмого технологических укладов».
 

Россия ставит перед собой амбициозную цель — войти к 2020 г. в пятерку ведущих экономик мира. Для этого нужна теоретически безупречная и практически реализуемая экономическая стратегия. Думается, круглый стол в Институте экономики как раз и показал, на каких принципах могут быть объединены интересы и усилия исследователей, управленцев и деловых людей и каков реальный объем стоящих перед ними задач.
 


Е. ИЗВАРИНА
 

На фото :

 

Соведущие круглого стола А.Л. Гредин и академик А.И. Татаркин.

соведущие круглого стола А.Л. Гредин и академик А.И. Татаркин.

 

 

Идёт заседание.

Идёт заседание.

 

 

Выступает Р.Х. Гималетдинов.

Выступает Р.Х. Гималетдинов.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Июнь 2008 г. № 15 (973)

02.07.08

 Рейтинг ресурсов