Свердловская область: ориентиры на десятилетку

 
 

21 августа в зале президиума УрО РАН состоялось обсуждение проекта стратегии развития Свердловской области до 2020 года. На «круглый стол», который провел заместитель председателя Отделения, директор Института машиноведения член-корреспондент Э.С. Горкунов, к ученым приехал первый заместитель председателя областного правительства по экономической политике и перспективному развитию — министр экономики и труда М.И. Максимов. Михаил Игоревич представил текст стратегии, подготовленный в министерстве совместно с Институтом экономики УрО РАН, прояснил многие его положения, доходчиво и конкретно объяснил смысл своего визита. По его словам, подобные долгосрочные программы часто воспринимаются исполнителями как спущенные сверху «домашние задания», так же и составляются: написали, сдали и забыли. По сложившейся не от хорошей жизни традиции наши власти привыкли выделять средства только на то, что актуально в данный момент — «что горит, то и тушим», тогда как при разумном хозяйствовании стратегические расходы должны составлять не меньше 30% от общих. Поэтому молодой министр справедливо считает: надо сделать действительно полезный документ, из «литературного» превратить его в рабочий, действующий. И без рекомендаций ученых, их знаний, опыта тут не обойтись.
 

 

Существующий проект стратегии — объемная книжка в 156 страниц из десяти основных разделов. М.И. Максимов с разной степенью подробности остановился на каждом, рассказал о концептуальных подходах к долгосрочному планированию. В самых общих чертах стартовые позиции Свердловской области таковы: сегодня она является одним из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации, по большинству основных социально-экономических показателей входит в первую десятку регионов страны, производящих 60% промышленной продукции. Уровень концентрации промышленного производства у нас в 4 раза превышает среднероссийскую цифру, при этом качественно меняется металлургический комплекс, возрождено машиностроение, создано медицинское приборостроение, развиваются другие отрасли, в том числе инновационные. Область, занимающая «серединное» экономико-географическое положение между европейской и азиатской частями РФ, имеет прекрасные транспортно-логистические перспективы. Список достижений можно продолжать, однако все это не повод для самоуспокоения. Чтобы «догнать и перегнать» развитые страны, надо решить множество проблем, сделать очень и очень многое, учтя максимальное количество объективных и субъективных факторов, в чем, собственно, и состоит задача грамотного стратегического планирования — особенно если ставить перед собой обоснованно амбициозные цели.
 

В представленном проекте стратегии рассмотрены три сценария развития экономики — инерционный, инновационный и оптимистичный. Первый («догоняющее» технологическое развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры) предполагает выход Свердловской области к 2020 году на уровень европейских стран 2007. В этом случае среднегодовой темп роста ВРП (валового регионального продукта) составит 108,8%, за период с 2007 г. он должен вырасти почти в 3 раза, для чего вполне достаточно поддерживать сложившуюся динамику показателей, сохранять темпы накопления инвестиций, в основном направлять их на модернизацию «традиционной» экономики. Однако при этом структура экономики законсервируется, ее высокотехнологичный сектор останется на уровне 19 %. В итоге Свердловская область сможет сформировать такой бюджет (384 млрд рублей в ценах 2007 года), которого хватит лишь на «латание дыр» капитальных затрат. Нельзя будет создать социальную структуру будущего, средняя зарплата не поднимется выше уровня 42,2 тыс. рублей. Соответственно доля среднего класса в общей численности населения, рост которой — одна из центральных задач экономических и других преобразований, будет не больше 50–55%. И тут придется расстаться с амбицией сохранения роли Свердловской области как локомотива развития России, превращения ее в социально ориентированный процветающий регион.
 

Второй, инновационный сценарий (инновационное развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры) предполагает достижение в 2020 году основных макроэкономических показателей стран «большой семерки» по минимальному варианту их развития. Тогда среднегодовой темп роста ВРП составит 111,3%, за период он возрастет в 4 раза. Для этого необходимо резкое увеличение притока инвестиций в область, которые нужно направлять в высокотехнологичный и инфраструктурный секторы экономики. Изменится сама структура экономики: высокотехнологичный сектор составит 22 %, инфраструктурный — 45 %. Полученный бюджет области в 517,7 млрд рублей при грамотном использовании даст шанс решить социальные и коммунальные проблемы по минимальным стандартам: достичь нормативов по обеспеченности населения медицинскими услугами, «культурными» и спортивными учреждениями, обеспечить всех нуждающихся детскими садами, всем школьникам предоставить возможность ходить в современные школы в первую смену в доступном районе, газифицировать все населенные пункты области. Средняя зарплата возрастет до 54,2 тыс. рублей и стабильно обеспечит достойную жизнь работнику и его семье, 65–70% населения области можно будет отнести к среднему классу.
 

Наконец, третий оптимистичный сценарий (инвестиционно-инновационный прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры) также предполагает достичь к 2020 году уровня развития стран «большой семерки» по «минимуму», но уже по обменному курсу, что означает среднегодовой темп роста ВРП в 113,5%, пятикратное увеличение за весь период. Это — максимальная планка, для достижения которой надо в разы увеличить приток инвестиций в экономику региона и прежде всего — в высокотехнологичный сектор, доля которого к 2020 году может составить 24%. Полученный таким способом бюджет в 664,4 млрд рублей позволит выйти на мировые показатели социальной и коммунальной обеспеченности. В итоге у нас будет новая инновационная экономика, которая сформирует устойчивый средний класс на уровне 70 % населения.
 

Разумеется, последние два сценария наиболее амбициозны и выигрышны, но чтобы их реализовать, предстоит постоянно отвечать на вызовы времени. Главные среди обозначенных проблем: удастся ли в соответствии с поставленными задачами шестикратно увеличить объем инвестиций в области? Произойдет ли необходимое изменение экономической структуры, появятся ли в ней реально новые высокодоходные секторы? Где брать трудовые ресурсы в условиях уменьшающегося населения и его растущей мобильности? Все это требует осмысления, а сегодня, подчеркнул министр, нам нужна стратегия целей, твердые ориентиры, на которые предстоит равняться, занимаясь текущим планированием конкретной деятельности.
 

Михаил Игоревич ответил на вопросы ученых, а затем 14 руководителей и сотрудников 12 институтов, представлявших все объединенные ученые советы УрО, выступили с предложениями по тексту проекта, которые касались большинства его разделов. В частности, директор Института математики и механики член-корреспондент РАН В.И. Бердышев говорил о проблемах высшего образования, необходимости компьютерного моделирования новых технологий, зав. отделом того же института И.А. Хохлов — о недостаточной развитости в регионе и стране информационного пространства, доктор биологических наук В.Д. Богданов (Институт экологии растений и животных) и кандидат физико-математических наук Б.А. Коробицин предложили существенные коррективы в «экологический» раздел. Директор Института химии твердого тела член-корреспондент В.Л. Кожевников сделал акцент на том, что, строя стратегию жизни региона, необходимо предусмотреть механизм буферизации, защиты своих достижений от воздействий «извне». Директор Института геологии и геохимии академик В.А. Коротеев и член-корреспондент Б.И. Чувашов внесли коррективы в формулировку о развитии минерально-сырьевой базы, доктор наук Л.Н. Корякова (Институт истории и археологии УрО РАН) говорила о необходимости актуализации историко-культурного наследия края. Заместитель директора Института философии и права кандидат философских наук К.В. Киселев отметил определенную неровность текста стратегии, необходимость его общей редакции. Доктор экономических и физико-математических наук Е.В. Попов (Институт экономики) сделал ряд замечаний по использованию профессиональной терминологии и методике приведенных расчетов.
 

Общей претензией ученых к проекту стало отсутствие в нем отдельного «научного» раздела, наука и подготовка кадров оказались «разбросанными» по разным частям. Ведь без конкретного плана развития науки вряд ли можно строить высокотехнологичную экономику. Вот как сказано об этом в сводном документе, подготовленном по итогам обсуждения:
 

«В проекте недостаточно отражен вклад науки и образования в реализацию Стратегии. Необходимо создать специальный раздел, посвященный науке и образованию. В этом разделе следует: отразить задачи научных учреждений и вузов для реализации Стратегии; разработать систему мер стимуляции предприятий, внедряющих научные разработки в высокотехнологичное наукоемкое производство; изложить стратегию развития средней школы как базы для подготовки специалистов, необходимых для реализации Стратегии; разработать меры финансовой поддержки студентов вузов, в том числе и за счет областного заказа и заказа предприятий области». В целом же, говорится в рекомендациях УрО РАН, «несмотря на отдельные замечания, которые носят дискуссионный характер, «Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» является законченным документом, содержит обоснованные предложения по переходу области на инновационный путь развития и может быть одобрена».
 

Как отметили и гости, и хозяева, обсуждение прошло живо, интересно, было полезно обеим сторонам. Сформулированные предложения по проекту переданы в областное правительство с серьезной надеждой, что намеченная стратегия будет реализована по самому оптимистичному сценарию, и не на 3–4, как случалось, а минимум на 70%. Если, конечно, сохранится благоприятная международная конъюнктура.
 


Наш корр.
 

 

На фото:

 

Выступает М.И. Максимов.

выступает М.И. Максимов.

 

 

Идет обсуждение стратегии.

Идет обсуждение стратегии.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Сентябрь 2008 г. № 20 - 21 (978)

23.09.08

 Рейтинг ресурсов