Однажды летом, десять лет спустя...

 
 

Вот уже и первый заморозок тронул траву…. а иван-чай отцвел в двадцатых числах августа, что для меня уже давно признак заканчивающегося лета и с ним — очередного полевого сезона. В этом году наша сильно уменьшившаяся в результате пилотного проекта реструктуризации Академии наук лаборатория литологии Института геологии и геохимии УрО РАН, как и большинство прошлых лет, провела экспедиционные исследования тремя отрядами. Правда, первый под руководством доктора геолого-минералогических наук Г.А. Мизенса работал на восточном склоне Среднего Урала всего 9 дней, так как июнь оказался для большинства сотрудников скомканным из-за пришедшейся как раз на начало сезона внеочередной аттестации. Досадно, что приятное для любого рода и ранга чиновников столь «важное мероприятие», как аттестация научных кадров в этом году (как, впрочем, и всегда), вылилось в предприятие, откровенно мешающее нормально работать.
 

Второй отряд, тематика исследований которого, как и в предшествующие годы, была ориентирована на исследования магнезитовых месторождений Южно-Уральской магнезитоносной провинции, пробыл в поле почти в три раза дольше. В состав отряда, кроме его начальника и главной движущей силы кандидата геолого-минералогических наук М.Т. Крупенина, входила аспирантка нашей лаборатории Саша Ялышева и студентка третьего курса Уральского горного университета Лена Бревнова. В этом году М.Т. Крупенину удалось найти новые доказательства эвапоритовой природы рассолов, участвовавших в формировании крупнейших в России раннерифейских (более 1380 млн лет тому назад) магнезитовых залежей, и тем самым существенно подкрепить одну из известных в литературе гипотез об их формировании. Весьма важно и то, что М.Т. Крупенину удалось повторить находку глауконита в отложениях среднего рифея. Это единственный стратон рифея, для которого известна только одна достоверная изотопная датировка возраста, все другие пока дискуссионны. Изучение глауконита будет вестись нашими коллегами в Санкт-Петербурге.
 

Наконец, третий отряд под руководством все того же М.Т. Крупенина, традиционно используя самые разные виды транспорта, выполнил экспедиционные исследования и на Среднем, и на Южном Урале. Уже несколько лет эти работы нацелены на комплексное изучение отложений верхнего венда — периода на границе докембрия и фанерозоя, когда на нашей планете широкое распространение имели мягкотелые многоклеточные организмы и, как это ни парадоксально, грибы.
 

Почти за полтора месяца нам удалось провести сплав по рекам Серебряная и Чусовая и выполнить детальные исследования многочисленных обнажений. За предшествующие два года в рамках работ по гранту РФФИ мы смогли создать новую схему расчленения отложений верхнего венда на Среднем Урале и распределения среди этих пород отпечатков многоклеточных животных, и сплав по Серебряной должен был сыграть роль своеобразного теста для данной схемы. Кроме М.Т. Крупенина и автора этих строк в сплаве принимал участие кандидат геолого-минералогических наук Д.В. Гражданкин (Институт нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, Новосибирск), студентка третьего курса Новосибирского университета Наташа Процько и постоянный участник наших сплавов, студент Кировского филиала МФЮА Стас Репин.
 

Забегая вперед, скажу, что предлагаемая нами новая схема полностью подтвердилась. В нижнем течении Серебрянки представлены практически немые в палеонтологическом отношении толщи, а вот несколько выше деревни Верхняя Ослянка уже на реке Чусовой в более молодых слоях были найдены весьма интересные остатки грибов, что можно рассматривать как указание на кризис эдиакарской биоты, сопоставимый, по всей видимости, со сходными кризисами в позднейшие эпохи. Заметно отличается и фациальный облик отложений верхнего венда, представленных в береговых обнажениях вдоль Чусовой выше и ниже деревни Верхняя Ослянка, и, как нам представляется, этот район может быть выбран в будущем в качестве одного из опорных разрезов верхнего венда не только на Урале, но и в России.
 

Вторая часть экспедиции проходила на Южном Урале, где основными объектами исследований были как верхневендские отложения, так и красноцветные толщи основания верхнего рифея, возраст которых составляет порядка 900–950 млн лет. На этом этапе состав отряда расширился за счет доктора геолого-минералогических наук В.Н. Подковырова (Институт геологии и геохронологии докембрия РАН, Санкт-Петербург) — известного специалиста-геохимика и кандидата геолого-минералогических наук К.Е. Наговицина (ИНГГ СО РАН, Новосибирск), изучающего позднедокембрийские микрофоссилии. Нам удалось провести работы на нескольких разрезах ашинской серии, что позволило в ряде случаев принципиально по-новому трактовать строение тех или иных ее подразделений, а также исследовать несколько обнажений верхнерифейской зильмердакской свиты. В последних обнаружены хорошие отпечатки бактериальных колоний, которые ранее определялись как типичные только для венда организмы Cyclomeduza, многочисленные шагреневые поверхности — признаки былого существования бактериальных матов, а также крупные (до 3–4 см в поперечнике) псевдоморфозы по кристаллам галита, что указывает на накопление отложений в аридных обстановках. Ранее сама возможность роста в подобных обстановках бактериальных матов представлялась специалистам сомнительной.
 

В целом исследования этого года дали возможность составить новую заявку в РФФИ, в рамках которой мы предполагаем уделить особое внимание исследованиям, базирующимся на экостратиграфическом методе, то есть на анализе этапов изменения сообществ организмов как реакции на изменение внешней среды. Существенной частью исследований могла бы стать также модернизация схемы расчленения венда России на основе выявления закономерностей в строении и архитектуре вендских осадочных систем, диагностики экосистемных перестроек и исследования геохимических трендов.
 

В этом году лаборатории литологии исполняется 10 лет. Это вроде бы не юбилей, если мерить его человеческими мерками, но в нашей быстро меняющейся жизни эти годы — достаточный срок для подведения некоторых итогов. Если говорить очень коротко — лаборатория состоялась, заняла определенное место в структуре фундаментальных геологических исследований на Урале и в прилегающих регионах. Исследования сотрудников многоаспектны, проводятся в сотрудничестве с ведущими научными коллективами РАН, в последние три года были поддержаны тремя грантами РФФИ (при четырех штатных единицах!). Полученные нами в 2006 и 2007 гг. результаты вошли в ежегодные отчеты Президента РАН. В содружестве с коллегами из Уральского государственного горного университета нам удалось создать новую динамично развивающуюся кафедру и специальность, первый выпуск специалистов по которой состоится в наступающем году. Уже более 10 лет также в кооперации с литологами УГГУ мы проводим региональные литологические совещания, в которых участвуют специалисты со всей России (автор этой идеи доктор геолого-минералогических наук Л.В. Анфимов, классик уральской литологии, работает сейчас в лаборатории на полставки), а 14–16 октября в Екатеринбурге состоится 5 Всероссийское литологическое совещание, информацию о котором читатели «Науки Урала» обязательно получат «из первых рук». Мы живем, работаем, ходим в обычные пешие маршруты и проводим маршруты лодочные, сидим и спорим по вечерам у костра, а переписка по электронной почте не прекращается независимо от того, в какой точке мира находятся в данный момент наши коллеги, мы получаем и надеемся и дальше получать и публиковать интересные результаты… Вот это, видимо, и можно считать главным в нашей работе.
 


А. МАСЛОВ,
член-корреспондент РАН.
 

 

На снимках:

 

Безлюдные места рядом с Нижним Тагилом.

безлюдные места рядом с Нижним Тагилом.

 

 

Отпечатки микробных колоний возраста около 1 млрд лет.

Отпечатки микробных колоний возраста около 1 млрд лет.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Сентябрь 2008 г. № 22 (979)

03.10.08

 Рейтинг ресурсов