Откуда есть пошла русская индустрия

 
 

В. В. Алексеев, Д. В. Гаврилов. «Металлургия Урала с древнейших времён до наших дней». М.: Наука, 2008.
 

 

Наше время крушения стереотипов и поисков новых решений располагает к размышлению о пройденном пути, о взлетах и падениях, о том, что было, и что стало. Существует экономическая теория, утверждающая, что прошлое было ошибкой, что в России рентабельна только добыча нефти и газа, что огромные заводы, возведенные нашими предками среди снегов на краю света, — это явление вроде египетских пирамид: грандиозное и оттого еще более непонятное.
 

Фундаментальный труд, вышедший в издательстве «Наука» — «Металлургия Урала с древнейших времен до наших дней» — помогает нам почувствовать и понять, что создание уральской металлургии было не просто нужно — это было жизненно необходимо, что именно благодаря этим огромным металлургическим заводам Россия защитила себя и стала великой державой. Книга доказывает, что высокие технологии, умение и талант не составляют монополию «цивилизованного Запада», что все зависит лишь от воли, труда и энергии.
 

«Металлургия Урала с древнейших времен до наших дней» — исследование, гораздо более широкое, чем говорит название. Это история российской индустрии, которая неотделима от истории Российской империи и истории Советского Союза. Начало большой уральской металлургии в начале XVIII века означало становление Империи, а ее упадок — закат Империи. Новый индустриальный расцвет Урала пришелся на период могущества СССР, а старение уральских заводов означало приход старости и для социалистического государства.
 

Появление этого фундаментального исследования стало результатом многолетней работы двух крупнейших историков уральской школы, академика РАН, директора Института истории и археологии УрО РАН В. В. Алексеева и главного научного сотрудника этого института, доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки РФ Д. В. Гаврилова. Оба автора широко известны как исследователи российской металлургии, достаточно назвать созданную под их руководством и при их активном авторском участии энциклопедию «Металлургические заводы Урала XVII–ХХ вв.» и изданную в Оксфорде совместно со шведскими учёными коллективную монографию «Iron-Making Societies: Early Industrial Development in Sweden and Russia, 1600–1900».
 

Важную роль в успехе проделанной работы сыграло использование авторами современной методологии исследования. Методологической основой монографии является теория российской модернизации с учетом её региональных и отраслевых особенностей — теория, активно разрабатывавшаяся академиком В. В.Алексеевым и его учениками на протяжении последних десятилетий. Другим важным методологическим принципом стало последовательное использование сравнительно-исторического, компаративного, подхода: изложение истории уральской металлургии ведется на фоне истории техники и технологии в Европе и в Америке.
 

Как показывают авторы, уральские заводы были обязаны своим рождением насущной необходимости обороны от внешнего врага — и неутомимой энергии Петра Великого. Урал стал центром российской модернизации; уральская металлургия того времени формировалась на высокой технической базе, соответствовавшей уровню лучших металлургических заводов Швеции, Германии, Англии, Франции. В середине XVIII века Россия по производству металлов обогнала западноевропейские страны и оттеснила на второй план прежнего лидера мировой металлургии — Швецию. Качественное уральское железо экспортировалось в больших масштабах в страны Европы и за океан — в Америку.
 

Урал на протяжении двух столетий являлся главным металлургическим районом страны. Как говорил один из уральских горнозаводчиков, «в течение двухсот лет вся Россия пахала и жала, ковала, копала и рубила изделиями его заводов. Она носила на груди кресты из уральской меди, ездила на уральских осях, стреляла из ружей уральской стали, пекла блины на уральских сковородках, бренчала уральскими пятаками в кармане».
 

Однако в начале XIX века в Англии, а затем и в других странах Западной Европы, развернулась промышленная революция, стали внедряться паровые двигатели, металлургия перешла на каменноугольное топливо, на мировом рынке в огромном количестве появилось дешевое английское железо. Ввиду отсутствия в регионе каменного угля и железных дорог Урал не смог сразу и в полной мере воспользоваться техническими достижениями промышленной революции. В первой половине и середине XIX в. уральская металлургия потеряла внешние рынки и вынуждена была всецело переориентироваться на внутренний рынок.
 

Коренная реконструкция уральской металлургии была осуществлена в конце 1920-х –1930-х годах, в период социалистической индустриализации. Построенные в годы первых пятилеток металлургические заводы-гиганты — Магнитогорский, Нижнетагильский, Челябинский — были оснащены новейшей, преимущественно импортной, техникой. Техническое оснащение основных цехов этих заводов не уступало оборудованию европейских и американских заводов. Магнитогорский металлургический комбинат был копией самого лучшего и самого мощного в то время американского завода «Ю.С. стил компани» в пригороде Чикаго, Гэри.
 

В 1930-е годы Урал превратился в мощный и самый современный в мире металлургический район. Это позволило уральским заводам в тяжелый период Великой Отечественной войны взять на себя снабжение металлом всей оборонной промышленности СССР. Приняв у себя эвакуированные из западных районов предприятия, Урал стал «кузницей оружия», «опорным краем державы», сыграл выдающуюся роль в достижении победы над фашистской Германией.
 

Уральские металлурги шли в первых рядах научно-технического прогресса и в послевоенные десятилетия. Но в дальнейшем, в 1960-70-х годах, основное внимание государства было направлено на создание новых центров металлургии в других районах, доля капитальных вложений в здешние заводы уменьшилась, и процесс модернизации резко замедлился. К середине 1980-х годов основные отрасли уральской промышленности пришли с обветшавшими, технически отсталыми, морально устаревшими основными фондами.
 

В 1990-е годы, после вступлении страны в эпоху рыночной экономики, главным условием выживания стало умение приспосабливаться к условиям рынка. Произошло резкое снижение металлопотребления, заводы Урала сократили выпуск продукции почти вдвое. Предприятия начали ориентироваться на поставки в другие страны сырья и полуфабрикатов, стали крупнейшими в мире экспортерами черных и цветных металлов. Это позволило заводам сохранить свой производственный потенциал, но поставило их в зависимость от иностранных заказчиков и усилило тенденции превращения страны в сырьевую базу промышленно развитых стран Запада.
 

Современная уральская металлургия, как показывают авторы, входит в новую стадию модернизации, происходит её коренное перевооружение на основе новейших достижений научно-технической революции. Приоритетным направлением является реконструкция сталеплавильного производства с заменой устаревшего мартеновского оборудования кислородно-конвертерным и электросталеплавильным, внедрение внепечной обработки и непрерывной разливки стали. Прочные традиции, квалифицированные кадры, разворачивающееся технико-технологическое перевооружение производства позволяют металлургии Урала с уверенностью смотреть в будущее.
 

Созданная В. В. Алексеевым и Д. В. Гавриловым монография «Металлургия Урала с древнейших времён до наших дней» является уникальной и не имеет аналогов в мировой историографии. По своим методологическим и методическим подходам она превосходит современные исследования западных ученых по данной тематике, решает проблемы принципиальной важности не только для самой уральской металлургии, но и для России в целом. Эта работа позволяет нам понять «откуда есть пошла русская индустрия», проследить ее взлеты и падения — и сделать выводы на будущее, выводы которые были бы невозможны без использования знаний о накопленном историческом опыте.
 


Доктор исторических наук,
кандидат физико-математических наук,
старший научный сотрудник ИИиА УрО РАН
С. А. НЕФЕДОВ
 

 

В. В. Алексеев, Д. В. Гаврилов. «Металлургия Урала с древнейших времён до наших дней». М.: Наука, 2008.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Ноябрь 2008 г. № 25 (981)

12.11.08

 Рейтинг ресурсов