Елена Оболикшта: "Я верую в кругом расставленных крылатых..."

 
 

Елена Оболикшта.    Что есть содержание поэзии? Что ждем мы от нее услышать помимо самой музыки слова, сочетания тембра и интонации авторского голоса? О чем речь в извечном диалоге поэта и слушателя/читателя, ведь ясно же, что «не о чем» и диалога быть не может…

   Наверное, сколько на свете подлинных поэтов — столько же и моделей поэтического мышления, вообще освоения и «присвоения» реальности. Нередко нас подкупает как раз реализм: «Все — как в (моей, известной и понятной именно мне) жизни — за то и люблю!». Или же содержанием стихов становится для нас их этическая убедительность, «чувства добрые», лирой пробуждаемые, ясная и цельная позиция человека и гражданина…

   Елена Оболикшта представляет несколько иную литературную традицию. Стихи для нее, как сама признается, «чудо — и неизбежность, утешение — и благодарность». Но ведь так говорят… о любви! А любовь, как известно, — безусловна, бескомпромиссна именно в вопросе своего существования. «Смотри на мотылька /его не будет» — то есть, люби, когда он есть (он и есть — лишь когда ты любишь и смотришь)…

   В стихах Елене важно пробиться через обесценившиеся смыслы, значения, звукосочетания — к праязыку, к началу даже не языков, а нашего мировосприятия. К Началу начал, где даже и нас еще нет, но «прерывистым выдохом изнутри /слово знает нас наизусть». Оболикшта позволяет словам быть собой — в точнейших мелодических сочетаниях, на границе всепонимания, где
 

слова как лодки прорастающие в лед
и вот уже не видно этих лодок
а дерево корнями небо пьет
 

Дерево с корнями в небесах — одна из метафор духовного движения, вселенной ветвящихся смыслов. Каждый увидит и услышит в этих стихах то, что готов увидеть и услышать, чему открыто его сердце…
 


Е. ИЗВАРИНА
 

 

 

* * *
 

1.
 

Ли Бо вернулся либо это боль
ходила по воде ко мне спиной
и реки были долгой тишиною
Ли Бо вернулся чтобы стать одной

там где дожди у Бога в рукавах
он видел он шептал они отвесны
и что-то странное об островах
и детстве
 

2.
 

когда поет непреднамеренно
                                               страна
порезанные страшно прятать
                                               пальцы
он говорил но зажили слова

и оборачивается словарь
в косых снегах слетевшихся
                                              от Бога
слова как лодки прорастающие
                                              в лед
и вот уже не видно этих лодок
а дерево корнями небо пьет
 


* * *
 

пристально молчит
ласточка на камень
девочка поет
глядя в темноту
где-то посреди
северных названий
я тебя как веру обрету
поезда везут
мертвые деревья
поперек страны
вдоль живых берез
я прочту тебя
как стихотворение
тихо затвержу
и проснусь от слез
 


* * *
 

приснился и сказал
проснулся и заплакал
а в кружке молока
по щиколотку ангел
и в комнате твоей
живет одна собака
и стоя у дверей
заплакала собака
восточный легкий снег
у сердца есть ладони
оставь меня на них
оставь меня
запомни
 


* * *
 

смотри на мотылька
его не будет
в двенадцатом часу
невыносимый зной
гетера по пескам спешит домой
ее речные божества осудят

она танцевала босая
                          в горящем хитоне
и звероподобные боги вослед
                         извивались
и в голос один воробьиная стая
                        по-гречески стонет
именем Таис
 


* * *
 

сколько ни говори а она у рта
пристальная заплечная немота
и безголосы улицы на просвет
вытянуты в ладони разжатых бед

в них голоса легки самый
                                       белый твой
только осенний поезд идет домой
вдох или выдох слева но оглянись
как виновато смотрит
                                    сквозь пальцы жизнь
 


* * *
 

отчего ты горишь
деревянный пустой вокзал
я встречаю дожди
и вхожу в них как в кинозал
где собаки живут
и рядами летает вой
где кого-то несут
улыбается как живой
привыкая к зиме
что не снилась еще а ждет
с кем об этом вдвойне
недоговорить найдет
исходя как ни в чем
в тихий почерк вобравший стыд
мы по кругу речем
бестелесно почти навзрыд
 


* * *
 

«…слепой или зрением тонкий…»
А.Петрушкин
 

ты говоришь вслепую
а смотришь как немой
переходя другую
за адовой водой

кто поделился хлебом
с таким с тобой немым
в безветрие под небом
стой деревом как дым

заплаканные звезды
в небесных детдомах
как дети на морозе
в железных поездах

ты говоришь вслепую
руками у стены
Губанова целую
в глазах твоей страны

тебя не укачали
такие лагеря
ты не солги в начале
вслепую говоря
 


* * *
 

Саше Петрушкину
 

кидая в никуда понты
и прочие предметы
шел самолетик с высоты
как ангел неодетый

нательный крестик у небес
и белая полоска
и все дома стоят окрест
на голых белых досках

выходит чудо из оков
почти случайно
и белый локоть у снегов
растаял тайно
небесный крестик из прорех
прошитых белым
бывает воздухом у всех
бывает телом
 


* * *
 

я стынущее дерево у бедного окна
единственное где молчание
                                        легчайше
проваливаюсь в сон и глиняна
                                        стена
где черные рябины у воды
                                        пропащи
висят слепые сны по лестницам
                                        у стен
я верую в кругом расставленных
                                       крылатых
сквозной петлею слов затянется
                                       на мне
венок их рук протянутых куда-то
 


* * *
 

«…единственное теплое теченье»
С. Ивкин
 

а на земле где пламя шелестит
и время пьется долгими глотками
наутро восковой ребенок спит
раскинув руки в воздухе над нами

пустая деревянная страна
звучит как рифма будущего крика
на первый вдох она белым-бела
на выдох незнакома безъязыка

как парашют наш круглый потолок
исписан нерассказанными снами
несет его прозрачными руками
ребенок оставаясь между строк
 


* * *
 

длится молчание в лицах
столько-то лет

изо рта высыпаются птицы
каменные и нет

слов легковесных воду я
Господи лил водой

там никого кроме голубя
сказанного Тобой
 


г. Екатеринбург
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Ноябрь 2008 г. № 26 - 27 (982)

25.11.08

 Рейтинг ресурсов