Подвижник горного дела

 
 

Михаил Владимирович Васильев.   12 декабря исполняется 100 лет со дня рождения организатора и первого директора Института горного дела УФАН СССР (ИГД МЧМ СССР) Михаила Владимировича Васильева.

   Получив среднее техническое образование в Рыбинском механическом техникуме в 1928 г., а затем в 1936 г. окончив Свердловский горный институт, М.В. Васильев прошел путь от рядового горного инженера до известного в нашей стране и за рубежом крупного ученого, профессора, доктора технических наук. По окончании института и до начала Великой Отечественной войны он работал сменным инженером на Бакальских железных рудниках, начальником карьера и затем начальником производственного отдела системы Волгостроя.

   Когда началась война, Михаил Владимирович был направлен в отдел нерудных ископаемых Главгидростроя, а затем на строительство оборонительных рубежей. В 1942 он стал главным инженером и начальником управления производственных предприятий и карьерного хозяйства треста Тагилстрой, а в 1949 — главным инженером треста «Уралсибэкскавация». Уже в то время Михаил Владимирович был известен как крупный специалист по экскаваторным и транспортным работам и ученый в области производства горных работ и внедрения новой горной техники.

   Наряду с производственной он вел научно-исследовательскую и образовательную деятельность — еще во время учебы в институте преподавал в горном, геологоразведочном и строительном техникумах Свердловска. В 1942–1945 гг. Михаил Владимирович заведовал кафедрой специальных дисциплин горного дела в Нижнетагильском индустриальном институте, читал там лекции по рудничному транспорту и гидромеханизации, руководил дипломным проектированием.
 

В период работы на Волгострое на Таборском карьере была построена предложенная им первая в СССР конвейерная установка для транспортирования полезного ископаемого от экскаваторов до обогатительных устройств, на Плесском карьере была реализована крупная для того времени гидромониторная разработка для гидротранспорта и т.д. При участии М.В. Васильева в 1949–1956 гг. строились рудники «Шалым», «Шерегеш», «Каражал», Ахтенский, Ново-Киевский, Аккермановский и многие другие.
 

В 1954 г. Михаил Владимирович защитил кандидатскую диссертацию, в которой впервые был обобщен опыт применения конвейерного транспорта полезных ископаемых на горнорудных предприятиях.
 

Научная карьера М.В. Васильева связана с Уральским филиалом АН СССР. В 1957 г. он по конкурсу был избран заведующим лабораторией открытых горных работ горного отдела УФАН СССР, через год утвержден заместителем председателя президиума УФАН СССР по научной работе. Одновременно он исполнял обязанности заведующего горным отделом и лабораторией открытых горных работ. В этот период под руководством Михаила Владимировича и при его участии рассматривались и обсуждались крупнейшие народно-хозяйственные проблемы развития производительных сил Урала.
 

В 1961 г. М.В. Васильев защитил докторскую диссертацию «Основные вопросы развития открытых разработок с автомобильным транспортом» и вскоре получил звание профессора.
 

В 1962 г. по инициативе М.В. Васильева на базе горного отдела УФАН СССР создан Институт горного дела, и он стал его первым директором. Здесь раскрылись его незаурядные способности руководителя и организатора научно-исследовательских работ. Институт стал научно-исследовательским центром горнорудной промышленности черной металлургии СССР и головным в отрасли по проблемам технологии открытых горных работ, карьерного транспорта, разрушения горных пород и рекультивации земель. На его базе проведено пять всесоюзных научно-технических конференций по карьерному транспорту.
 

Инженерно-производственная и научная деятельность М.В. Васильева всегда была тесно связана с совершенствованием открытой разработки месторождений полезных ископаемых, с развитием механизации горных работ и строительством предприятий. Опубликованные им монографии по карьерному транспорту являются основополагающими трудами не только в нашей стране, но и за рубежом. В 1949 г. вышла его первая книга «Карьерный транспорт», которая послужила основой для создания специального раздела курса «Рудничный транспорт». Весь комплекс вопросов, связанных с применением автомобильного транспорта на открытых горных работах, был освещен в монографии М.В. Васильева «Автомобильный и тракторный транспорт на карьерах», вышедшей в 1957 году. Затем значительным вкладом в науку стала монография «Современный карьерный транспорт», в которой рассмотрены и оценены с точки зрения различных горнотехнических условий основные виды транспорта, новейшие технические средства, а также основные тенденции технического прогресса транспорта на открытых работах. В книге «Научные основы проектирования и эксплуатации автомобильного транспорта на открытых горных разработках» обобщены и систематизированы теоретические и экспериментальные исследования и богатый производственный опыт, дан глубокий технико-экономический анализ и намечены пути развития автотранспорта на открытых работах. Известность получила также монография «Комбинированный карьерный транспорт».
 

Среди наиболее значительных и широко признаных научных результатов, полученных лично М.В. Васильевым или под его руководством стали:
 

— прогноз развития и технического перевооружения горнорудных предприятий черной металлургии СССР до 1990 г.;
 

— научная оценка целесообразности расширения и обоснование перспектив развития открытых работ на нескольких крупнейших рудных месторождениях востока страны;
 

— разработка основных направлений технического прогресса, новых технологических схем и средств комплексной механизации открытых горных работ в железорудной промышленности;
 

— создание научных основ проектирования и эксплуатации автомобильного транспорта на открытых горных работах, определение технического ряда и основных параметров новых большегрузных автосамосвалов;
 

— исследование и обоснование области и границ применения прогрессивных комбинированных видов транспорта;
 

— предложения принципиально новых видов транспорта: автомобильных подъемников, вертолетов, монорельсовых дорог и др. с разработкой транспортных схем и основных типов и размеров рекомендуемого оборудования.
 

Все это способствовало значительному расширению области применения открытого способа разработки и улучшению его технико-экономических показателей. М.В. Васильев поддерживал тесную связь с большинством горнорудных предприятий страны, систематически оказывал им консультативную помощь, привлекал сотрудников института к разработке отдельных тем.
 

Под руководством Васильева подготовили и защитили диссертации 38 кандидатов и 5 докторов технических наук. Результаты исследований по технологии открытых горных работ и карьерному транспорту, выполненные Михаилом Владимировичем совместно с учениками, опубликованы в 28 монографиях, 48 брошюрах и более чем в 500 статьях. С 1939 по1986 г. им опубликовано 86 статей в «Горном журнале». Некоторые из них переведены на немецкий, польский и китайский языки.
 

Михаил Владимирович много сил и энергии отдавал организационной работе — был председателем совета по защитам диссертаций, членом Научно-технического совета Минчермета СССР и Совета АН УССР по физико-техническим проблемам разработки полезных ископаемых, руководил секцией совета по рациональному использованию минеральных ресурсов при Уральском научном центре АН СССР и секцией геологии, горнодобывающей и топливной промышленности Свердловской областной научно-практической конференции, состоял членом ряда советов ГКНТ, институтов и предприятий. Он избирался депутатом Свердловского городского Совета народных депутатов, работал в партбюро института.
 

За заслуги в развитии горной науки, вклад в совершенствование горнорудного производства и прогнозирование технического прогресса открытых горных работ в черной металлургии М. В. Васильеву в 1969 г. было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, в 1982 он удостоен премии Совета Министров СССР, а в 1983 — Государственной премии УССР. Он награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», девятью медалями, а также почетными грамотами.
 

Светлая память о Михаиле Владимировиче Васильеве, ведущем ученом и горном инженере-производственнике, талантливом организаторе и руководителе, человеке большой душевной чистоты навсегда сохранится в сердцах его учеников и последователей, всех, кто знал его при жизни.
 


Коллектив Института горного дела УрО РАН
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Декабрь 2008 г. № 28 (983)

09.12.08

 Рейтинг ресурсов