Дайджест

НЕВОЗМОЖНОЕ — ВОЗМОЖНО!

Поистине сенсация: обнаружены живые существа, способные существовать в открытом космосе! Ими оказались тихоходки (tardigrades) — крошечные, длиной меньше миллиметра членистоногие из отряда Tardigrada. В экспериментах, проведенных биологами университета Кристианстад (Швеция), тихоходок (всего их в природе сотни видов) отправляли в космос на европейском корабле «Фотон», а в другом варианте создавали им «лабораторный космос» с вакуумом и соответствующей радиацией. Во всех опытах часть крошек, увы, гибла, но другая часть после регидрирования возвращалась к прежней жизни и размножалась, как ни в чем не бывало. Отмечается, что и на Земле эти создания — «чемпионы выносливости»: уникальный метаболизм позволяет им в состоянии анабиоза переносить многолетние засухи, выживать там, где существование кажется немыслимым. Но как их организмам удается «ремонтировать» неизбежно повреждаемые в открытом космосе хромосомы и ДНК, — тайна, которую еще предстоит разгадать. Невольно думается: а что, если с метеоритами попадают к нам из глубин мироздания не только споры, бактерии (во что многие верят), но и крохотные живые существа?..

По материалам журнала «Economist» подготовил
М. НЕМЧЕНКО

Декабрь 2008 г. № 29 (984)

16.12.08