Летнее нанопутешествие: немецкая наука глазами студентов

 
 

В начале прошлого лета меня включили в список 15 участников поездки по программе DAAD для ознакомления с развитием нанотехнологий в Германии. Все время рядом с нами были два профессора — Андрей Андреевич Ремпель и Андреас Магерль с кафедры кристаллографии и структурной физики университета Эрлангена-Нюрнберга. За десять дней я увидела столько научных лабораторий, установок, механизмов, оборудования, сколько не видела за всю свою жизнь.
 

Даже нейтронный источник FRMII в Мюнхене нам показали! Кроме того, мы посетили синхротрон ANKA в исследовательском центре Карлсруэ, исследовательский атомный реактор фирмы AREVA-SIEMENS и нанотехнологический центр в Вюрцбурге. Побывали в университетах Франкфурта-на-Майне, Карлсруэ, Штутгарта, Мюнхена, Эрлангена, Вюрцбурга. Восторг вызвали экскурсии по Немецкому музею в Мюнхене и замкам Баварии. Незабываемы и природа, ландшафты Германии — Альпы и горные озера. Каждый из участников сделал доклад по теме своей научной работы. О том, как родилась идея такой поездки и появилась возможность ее осуществления, рассказывает член-корреспондент А.А. Ремпель:               

— Я преподаю на кафедре технологии стекла факультета строительного материаловедения УГТУ более 6 лет и много рассказываю студентам о новых экспериментальных возможностях, доступных в России и за границей. Достижения Германии в области нанотехнологий огромны. Так как мне самому довелось побывать в тамошних научных исследовательских центрах и университетах, то захотелось не просто рассказать об этом студентам, но и дать им возможность увидеть все своими глазами. В Германии немало фондов, например DAAD, которые с удовольствием финансируют поездки как своих, так и иностранных студентов, особенно, если дело связано с естественными науками. Конечно, большую помощь оказали и немецкие профессора, особенно поддержал нас профессор А. Магерль.
 

Тем не менее первое обращение за финансовой поддержкой потерпело неудачу, так как в проекте не были предусмотрены активные контакты с немецкими студентами. Второе обращение, которое предусмотрело совместные научные семинары с участием как немецких, так и российских студентов, было поддержано фондом DAAD, и наша поездка стала возможной. Поскольку DAAD очень влиятельная организация в Европе, проблем с получением Шенгенских виз не было.
 

Усилиями самих студентов, рьяно взявшихся за подготовку, поездку удалось превратить в передвижной научный семинар, посвященный развитию нанотехнологий в немецких университетах и исследовательских центрах.
 

Оригинальное, на мой взгляд, мнение об отношении немцев к науке высказал сотрудник Института химии твердого тела Андрей Ворох. Но начал он издалека, а именно с готики:               

— Откуда «есть пошла» готика — неизвестно. Возможно, соборы хранят тайны тамплиеров и розенкрейцеров, самых причудливых тайных орденов и лож. Постройка готического храма занимала сотни лет и вбирала в себя множество стилей и направлений. Готику можно назвать фантазией, застывшей в камне. Нордическая вера, ее романтизм выливались в жесткую, сложнейшую, требующую духовных и физических затрат профессиональную работу. Причем в процессе коллективного сотворения было принято четко разделять различные функции между всеми участниками дела. Каждый должен был выполнять только один вид работ, но профессионально, качественно, как другой уже не сможет. Четкое функциональное разделение труда немцы не только сохранили, но и приумножили. Но теперь они строят не готические храмы, а научные исследовательские центры, синхротроны, ядерные реакторы и прочие сложнейшие установки. У каждого сотрудника своя определенная работа, в которую он вкладывает все свои умения, знания, опыт, к которой он относится трепетно, с большим уважением и любовью. В России же такого четкого разделения труда не было и, возможно, нет. Здесь каждый работник, как правило, «универсальный солдат». И как внедрять у нас западные технологии при таком отношении к работе? Не проще ли придумать технологии, соответствующие русскому менталитету?
 

В Карлсруэ нас привезли в институт, который занимается исследованиями с помощью синхротрона. Это грандиозная установка, возможно, до 300 и более метров в диаметре. На Земле немного людей, кто видел внутренность реактора сверху. После поездки в Мюнхен мы — в их числе. Там же повезло наблюдать эффект Вавилова — Черенкова.
 

В мюнхенском Немецком музее больше всего меня поразило, что каждый экспонат является действующей экспериментальной установкой. Подходишь к окну в стене, нажимаешь кнопочку, и — о, чудо! начинается эксперимент. Видны качественнейшие интерференционные картины, получение которых у нас на кафедре физики требует длительной настройки вручную…
 

Говорит участник поездки Дмитрий Бенеманский:              

— В первую очередь для меня эта поездка — бесценный опыт общения со студентами из другой страны, знакомство с ее традициями. Меня поразили и быт, и отношение людей к своей истории и культуре, и ситуация с образованием, и многое другое. Это потрясающая страна.
 

— Почему у немцев все так ладненько получается, или у них не так уж все и идеально?
 

— Конечно, не все идеально, но во многом они большие молодцы. Больше всего поражает, что они за 60 с лишним лет после Второй мировой войны достигли столь убедительных успехов и в экономике, и в промышленности. Думаю, все дело в менталитете и взаимоотношениях граждан страны и представителей власти.
 

— Что во время научных бесед и экскурсий впечатлило больше всего?
 

Отношение студентов к научной работе и их уровень подготовки. Они на самом деле заинтересованы в том, чем занимаются, у них просто глаза горят. Всегда отлично подготовленные доклады и презентации, готовность ответить на любой вопрос, большое желание заинтересовать собеседника. Есть чему поучиться.
 

На те же вопросы отвечает Иван Сипатов:               

— В плане науки и у них не совсем все идеально, и главная проблема немцев — кадры, особенно молодые, а у нас и с молодыми кадрами проблема, и с финансированием, и с оборудованием, и, главное, с управлением всей системой науки и образования. Соответственно, благодаря тому, что немцы видят цель своей деятельности и планомерно ее осуществляют, они и добиваются соответствующих результатов. И, конечно, не без поддержки как государства, так и частных инвесторов. Для них нет неважных мелочей, все заранее продумано, и при этом думают не только о себе, но и об окружающих. Отмечу также состояние дорог и умение экономно расходовать автомобильное топливо. Немецкие студенты — народ довольно разношерстный. То есть от нас не очень отличаются. А вот преподаватели, с которыми мне посчастливилось поговорить, в отличие от наших, показались мне очень открытыми. Да и вообще, в западных странах люди более открыты для общения.
 

На мой взгляд, в такие поездки надо возить студентов, начиная с 3-го курса. Чем раньше они получат такой опыт, тем лучше. Интересно же посмотреть, как люди умеют жить, да и себя показать, что еще более важно.
 

Подводя итоги поездки, вижу, что самое большое впечатление осталось от посещения германских университетов, где мы посмотрели на последние технические разработки, новейшее оборудование высшего качества. В России такого нет. Германия же — нанотехнологический конвейер. Например, в установке для нанесения покрытий частица, прежде чем попасть на подложку, проходит путь до 100 м, подвергаясь при этом необходимым преобразованиям. Мы здорово подтянули свой английский, без знания которого общение с преподавателями и студентами было бы невозможным. Вся поездка была очень четко продумана и качественно организована. Никаких опозданий, сбоев, оправданий, обманов, недочетов. А еще нам здорово повезло с погодой. На протяжении всех волшебных 10 дней светило летнее солнышко!
 

Уже в Екатеринбурге декан факультета строительного материаловедения Федор Леонидович Капустин объяснил, что организаторами поездки стали наш родной факультет и Институт химии твердого тела УрО РАН, а осуществлялась она в рамках договора о научном сотрудничестве в области нанотехнологий и обмене студентами и преподавателями между факультетом строительного материаловедения и факультетом университета Эрлангена-Нюрнберга. С немецкой стороны ответственным исполнителем договора является профессор А. Магерль, который посетил наш университет в сентябре этого года. По мнению Ф.Л. Капустина, такие поездки, одновременно являющиеся конкурсами для молодежи, должны стать традицией.
 

 

Летнее нанопутешествие.

 


Ариадна ЛЕМКЕ,
участница летней школы, студентка 4-го  курса
факультета строительного материаловедения УГТУ-УПИ
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Январь 2009 г. № 01 (986)

12.02.09

 Рейтинг ресурсов