Интеграция науки и образования: опыт гуманитариев

 
 

Институт истории и археологии УрО РАН и Уральский государственный университет связывает давнее творческое сотрудничество. Уже в первые годы существования института была создана совместная структура: вузовско-академическая археографическая лаборатория. В 1990 г. на ее базе состоялся первый международный семинар «Проблемы изучения и издания памятников славяно-русской письменности позднего средневековья», а в следующем году проведена археографическая экспедиция с участием иностранных коллег. В те годы это было крайне сложно сделать, но благодаря совместным усилиям историков университета и института, а также личной поддержке академика Г.А. Месяца удалось обеспечить высокий научный и организационный уровень этих мероприятий.
 

Но вскоре катастрофическое сокращение финансирования академической науки заставило институт отказаться от лаборатории двойного подчинения. Однако трудности не привели к разрыву творческих связей. Продолжалось сотрудничество в реализации исследовательских проектов и в образовательной деятельности. Достаточно отметить, что значительная часть статей в таких фундаментальных изданиях ИИА, как «Уральская историческая энциклопедия» и «Энциклопедия Екатеринбурга», написаны сотрудниками и преподавателями университета. Весомые результаты были получены в области археологии, археографии и источниковедения в ходе реализации федеральной программы «Интеграция академического и вузовского образования». Регулярно проводились совместные научные форумы. Наиболее представительными в этом смысле стали I и II международные Северные археологические конгрессы, организованные при поддержке Администрации Ханты-Мансийского автономного округа в Ханты-Мансийске в 2002 и 2006 гг.
 

Внедрению результатов фундаментальных исследований в образовательный процесс способствовало привлечение сотрудников института к преподавательской деятельности в университете на условиях штатного совместительства. Нынче их число достигло семи человек.
 

Но жизнь ставит новые задачи. Сегодня требуется наладить системное взаимодействие академической науки и высшего образования, иначе говоря, совершить переход от спорадических, неформальных контактов к институциональному сотрудничеству. В числе соответствующих нормативных актов и правительственных документов — федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». В ней, в частности, предусматривается создание так называемых научно-образовательных центров (НОЦ). Именно НОЦам отводится большая роль и в концепции создания Уральского федерального университета, которая построена на тесном взаимодействии вуза и Уральского отделения РАН. Трудно сказать, когда УрФУ станет реальностью, но его фундамент следует создавать уже сегодня. Поэтому руководители Института истории и археологии и исторического факультета УрГУ приняли решение развивать взаимоотношения через учреждение научно-образовательного центра.
 

Эта идея вынашивалась давно, но из-за отсутствия необходимой законодательной базы ее воплощение затягивалось. В конце концов, совместными усилиями был найден оптимальный вариант. 16 января 2009 г. ученый совет Института истории и археологии УрО РАН одобрил проект Положения о научно-образовательном центре «Социальная история», состав академического совета НОЦ (основного органа управления) и план работы на 2009 г. А 5 февраля те же документы утвердил ученый совет Уральского госуниверситета. Академик В.В. Алексеев и ректор УрГУ Д.В. Бугров торжественно подписали Положение о научно-образовательном центре «Социальная история».
 

Центр не является структурным подразделением УрГУ или ИИиА. Его основные цели: развитие фундаментальных исследований в области социальной истории, повышение качества и совершенствование системы подготовки специалистов, закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов с участием молодых ученых, аспирантов и студентов; совершенствование механизмов использования результатов научных исследований в учебном процессе, формирование групп углубленной подготовки, создание индивидуальных учебных программ, развитие системы дополнительного и послевузовского образования, развитие внешних связей в области науки и образования на основе существующих контактов с высшими учебными заведениями и научными центрами России и зарубежных стран, развитие конкурсной системы поддержки молодых ученых. Для реализации этих задач на базе существующих кафедр, секторов, лабораторий создаются внеструктурные научно-образовательные группы, опирающиеся на материально-технические, информационные и научно-организационные возможности института и исторического факультета университета. Каждая из сторон самостоятельно финансирует свою деятельность в рамках НОЦ. Взаимные финансовые обязательства оформляются отдельными договорами.
 

Общее руководство деятельностью НОЦ осуществляет Академический совет НОЦ — коллегиальный орган, создающийся на паритетном представительстве от ИИиА и УрГУ, сопредседателями которого являются заместитель директора ИИиА по научной работе, доктор исторических наук Е.Т. Артёмов и проректор УрГУ по учебной работе кандидат физико-математических наук С.А. Рогожин. Текущее руководство деятельностью НОЦ осуществляют координатор его научной компоненты кандидат исторических наук И.Л. Манькова (ИИиА) и координатор образовательной компоненты НОЦ, кандидат исторических наук Ю.А. Русина (УрГУ).
 

Академический совет определяет стратегию развития НОЦ и принципы взаимодействия организаций-партнеров, планирует работу, контролирует качество проведения научных исследований и обучения в ходе образовательной деятельности; определяет общие принципы финансирования и изыскивает возможности финансового обеспечения мероприятий и научных исследований НОЦ; взаимодействует с руководством УрГУ и ИИиА.
 

В деятельности НОЦ предусмотрены мероприятия, рассчитанные отдельно на аспирантов, магистрантов (например, школа молодых ученых) и на студентов (студенческая межвузовская конференция «Личность. Общество. Государство», поддержка студенческого научного общества). Есть формы работы, предполагающие участие и тех, и других. Большой интерес вызвал у молодых ученых и студентов работающий на постоянной основе научно-практический семинар «Древняя и новая история России» (руководитель доктор исторических наук Д.А. Редин). «Двери» этого семинара открыты не только для молодежи, но и для маститых ученых. Также будут продолжены исследования по грантам РГНФ на основе уже сложившихся вузовско-академических коллективов. В ряде грантов помимо ученых института и преподавателей УрГУ участвуют и аспиранты, например, в проекте «Религиозный ландшафт Урала и Северо-Западной Сибири в XVI–XX вв.: материалы к атласу». Наиболее значимые результаты научных исследований планируется публиковать в журнале «Уральский исторический вестник», в редколлегии которого работают и представители исторического факультета университета. Обсуждается вопрос о периодическом печатном органе НОЦ.
 

Сотрудничество в рамках НОЦ призвано поднять на новый качественный уровень магистерскую подготовку на историческом факультете. Магистратура, являющаяся главным источником пополнения аспирантуры ИИиА и УрГУ, должна строиться на прочном фундаменте новейших научных разработок. А поэтому взаимодействие с академической наукой следовало бы ввести в перечень требований к вузам, открывающим магистратуру.
 

Первым детищем вновь созданного НОЦа «Социальная история» стала школа для молодых ученых, аспирантов и магистрантов УрГУ и ИИиА, которая состоялась в конце февраля — начале марта. Ее тема «Теоретико-методологические направления в современной мировой историографии» дала возможность исследователям выйти за пределы тематических и методологических рамок, ощутить свою принадлежность к интернациональному профессиональному сообществу, уловить основные направления современных теоретико-методологических исканий ряда национальных историографий: как отечественной, так и французской, германской, британской, китайской. Помимо лекций слушателям была предоставлена возможность проявить себя в дискуссиях круглого стола, продемонстрировать профессиональную подготовку и гражданскую позицию, отвечая на вопрос о степени влияния историка на общественно-политические процессы. Дискуссия была организована в режиме состязания между командами ИИиА и УрГУ и оказалась очень продуктивной. По мнению самих участников школы, она помогла молодым ученым установить деловые дружеские отношения. С отзывами и фотоотчетом о школе можно познакомиться на сайте исторического факультета УрГУ (www.hist.usu.ru).
 

Мы надеемся, что создание НОЦ «Социальная история» станет весомым блоком в фундаменте будущей системы взаимодействия и взаимовлияния академической и университетской научных структур, ныне разделенных ведомственными барьерами.
 


В.А. БАБИНЦЕВ, декан исторического факультета УрГУ,
И.Л. МАНЬКОВА, заместитель директора по научным вопросам
ИИиА УрО РАН
 

 

Интеграция науки и образования: опыт гуманитариев.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Апрель 2009 г. № 09 (992)

09.04.09

 Рейтинг ресурсов