Дайджест

ОТКРЫТИЕ УЧИТЕЛЬНИЦЫ

Известно, что в проекте SETI (поиск инопланетных цивилизаций) участвуют миллионы добровольцев, «фильтрующих» на своих компьютерах передаваемые с радиотелескопа «шумы космоса» в надежде уловить какие-то сигналы — увы, пока тщетно… И по тому же принципу международная группа астрономов, исследующих северный сектор звездного неба, призвала около года назад астрономов-любителей присылать свои наблюдения этой части небосвода. «Следопыты неба» откликнулись столь массово, что, по словам руководителя проекта, «сервер раскалился» от обилия информации. Самое сенсационное открытие сделала Ханна ван Аркел, учительница физики из Нидерландов. Она сообщила о «странном синем(!) объекте», ранее никем не замеченном. Естественно, взоры сотен телескопов устремились к загадочному образованию, которое при детальном рассмотрении оказалось скорее зеленоватым, чем синим, причем посередине зияла гигантская черная дыра. Сначала предположили, что это одна из дальних галактик, но, не обнаружив там ни единой звезды, пришли к выводу, что «объект Ханны» — так его и назвали — облако раскаленного до 15 тысяч градусов газа. Остановились на гипотезе, что раскалил облако мощный квазар, котоый сам исчез после того, как сжег все свое внутреннее «топливо». Квазар испарился, но осталось «световое эхо» (подобный объект наблюдается впервые) — облако, прокаленное потоками летящей в дальних далях энергии. Астрономы считают: мы видим «объект Ханны» таким, каким он существовал 40 тысяч световых лет назад… Если состоится намеченная на конец года миссия по очередному «сервису» космического телескопа «Хаббл», наука сможет получить более отчетливые изображения объекта, открытого учительницей из Нидерландов.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

К глобальным мегапроектам прибавился еще один — проект 29-километрового моста через Баб-Эль-Мандебский пролив, соединяющий Красное море с Аравийским. Группа саудовских миллиардеров, задумавших строительство, обещает, что транспортные потоки, которые хлынут по мосту из Азии и Африки, преобразят разделенные проливом Джибути и Йемен, одни из беднейших стран, страдающих от безводья, голода и распрей. Само собой, не останутся без прибыли и владельцы моста… Большинство специалистов, однако, оценивают перспективы «трансконтинентальной магистрали» скептически. Уже не говоря о том, что труднейшее сооружение вряд ли уложится в планируемые 200 (!) млрд долларов, слабы надежды, что оно экономически себя оправдает в ближайшие десятилетия. Но саудовские толстосумы верят в успех задуманного и собираются закончить строительство к 2025 г.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МУСТАНГОВ?

Наука установила, что предки лошади миллионы лет жили и эволюционировали в Северной Америке, но потом почему-то мигрировали через Берингов перешеек в Азию, где лошадь и была одомашнена 5–6 тысяч лет назад, распространившись далее по Старому свету. А в Америке лошадей не осталось, и появились они там лишь много веков спустя, с поселенцами из Европы. Но коней манили просторы нового материка, и побеги, естественно, были нередки. Вот так и возникли табуны мустангов — одичавших в прериях скакунов. На них охотились не меньше, чем на бизонов, но к началу 20 века в Америке оставалось еще около двух миллионов мустангов. Увы, охота и распашка земель обернулись невосполнимыми потерями — сегодня их сохранилось около 25 тысяч, в основном на пустынных землях Невады. Некоторое количество мустангов содержится на охраняемых участках: там можно купить себе на ранчо необъезженного коня и как «живую легенду», показывать гостям. А «по достижении возраста» отправить на бойню. Сегодня мустанги еще существуют, но, похоже, по аналогии с названием романа Ф. Купера — это «последние из мустангов»…

ОПОРА НА «ПРИЕЗЖИЕ МОЗГИ»?

По данным журнала «Economist» до 41% «научно-технологической элиты» Америки не являются гражданами США. Ряд обозревателей высказывает опасения, что «приезжие мозги» не столь надежны. Им возражают, однако, что страна, где «сосредоточено» две трети всех ныне здравствующих Нобелевских лауреатов (и тридцать из сорока наиболее известных университетов мира), не может не привлекать «одаренных и перспективных», многие из которых потом становятся американцами. При этом отмечается, что в годы холодной войны финансирование было куда щедрей.

По материалам жунала «Economist»