Талант экспериментатора

20 июня исполняется 75 лет Александру Семеновичу Ермоленко, известному физику-магнитологу, доктору физико-математических наук, внесшему большой вклад в развитие представлений о магнитных материалах.

Доктор физико-математических наук Александр Семенович Ермоленко.    Александр Семенович начал заниматься наукой с 1952 г., со второго курса УрГУ. В то время существенную роль в привлечении молодых людей в науку играло Студенческое научное общество, организованное А.А. Бердышевым, учеником академика Вонсовского. Александр Семенович вступил в это общество и под руководством проф. Ф.Н. Дунаева провел свои первые эксперименты по изучению ферромагнетиков. Именно эти первые исследования позволили ему ощутить, что такое магнитный материал и насколько сложны магнитные измерения. Из-за электромагнитных помех нельзя было получить достоверные результаты на используемом магнитометре в дневное время. Однако ночью эту задачу удавалось успешно решать, поэтому приходилось работать по ночам.

Не прекращая заниматься экспериментом, студент Ермоленко окунулся в проблемы измерения магнитострикции монокристаллов трансформаторной стали. Александр Семенович самостоятельно сконструировал и изготовил свой первый оригинальный и успешно работающий прибор. Отметим, что изготовление оборудования для измерения магнитострикции до настоящего времени остается чрезвычайно сложной задачей. Эти исследования составили его дипломную работу. Не удивительно, что Александр Семенович был отмечен как талантливый исследователь и рекомендован для дальнейшей учебы.

В 1956 г. Александр Семенович поступил в аспирантуру к проф. Я.С. Шуру и начал работать в Институте физики металлов. Для изучения механизма коэрцитивной силы в сплавах для постоянных магнитов ему пришлось создать два прибора — вращательный магнитометр для измерения констант магнитной анизотропии и весы Саксмита для измерения намагниченности. Кроме того, эксперименты необходимо было проводить на монокристаллах. В решении проблемы выращивания монокристаллов активное участие принимал известный специалист в области металлургии Л.В. Смирнов, которого Александр Семенович вспоминает с особой теплотой. Защитив в 1964 г. кандидатскую диссертацию, Александр Семенович продолжил работать над проблемами магнитотвердых дисперсионно-твердеющих сплавов. Им была предложена и блестяще реализована идея термомеханической обработки сплавов типа альни. Ермоленко вновь проявил себя талантливым экспериментатором, решив чрезвычайно сложную в инженерном отношении задачу упругого растяжения и сжатия образцов при очень высоких температурах до 1200° С.

В конце 1960-х годов в мире появились первые работы по исследованию свойств редкоземельных интерметаллических соединений. Александр Семенович с увлечением принялся изучать физику новых интересных объектов. Накопленный опыт работы позволил ему совместно с Л.В. Смирновым успешно решить задачи получения монокристаллов. Пришлось искать ответ на сложные технические вопросы по организации измерений в сильных магнитных полях при низких температурах в главном корпусе ИФМ. Была сконструирована, смонтирована и запущена в эксплуатацию система сбора газообразного гелия. Эту титаническую работу выполнили всего два сотрудника — А.С. Ермоленко и его ближайший помощник А.В. Королев. В результате в главном корпусе ИФМ появилась возможность работы с жидким гелием, что позволило проводить эксперименты в сильных магнитных полях, получаемых с помощью сверхпроводящих соленоидов, и успешно решать проблемы физики высокоанизотропных веществ.

Пионерские работы А.С. Ермоленко по изучению магнитных свойств редкоземельных соединений широко известны мировой общественности. Александр Семенович является признанным специалистом в этом вопросе. Он провел систематические исследования магнитной анизотропии соединений типа RCo5 (R — редкоземельный элемент), являющихся основой нового поколения материалов для высокоэнергоемких постоянных магнитов. Он экспериментально обнаружил эффект анизотропии намагниченности как кобальтовой, так и редкоземельной подрешеток в бинарных соединениях и разработал модель, объясняющую этот эффект при высоких температурах. Обнаруженная им анизотропия намагниченности при температурах, близких к абсолютному нулю, нашла теоретическое объяснение в его работах с Е.В. Розенфельдом. В 1972 г. совместно с А.В. Королевым был открыт эффект скачкообразного перемагничивания в монокристаллах RCo5, что позволило получить миниатюрные магниты с рекордным на то время значением важнейшего параметра — энергетического произведения. Этот рекорд оставался непревзойденным много лет вплоть до открытия нового поколения материалов для постоянных магнитов на основе соединений с неодимом. При изучении квазибинарных систем А.С. Ермоленко был обнаружен эффект гигантской коэрцитивной силы в веществах с сверхузкими доменными границами. В случае двухподрешеточного высокоанизотропного магнетика с ортогональным направлением осей легкого намагничивания подрешеток ему впервые удалось получить объекты, обладающие двумя температурами Кюри в однородном однофазном твердом растворе. В 1984 г. Александр Семенович защитил докторскую диссертацию по теме «Магнетизм высокоанизотропных редкоземельных соединений типа RCo5», а в 1994 г. ему было присвоено звание профессора. Долгое время (1986–2005 гг.) он возглавлял лабораторию ферромагнитных сплавов.

Александр Семенович продолжает активно работать в выбранном много лет назад направлении, указанном Я.С. Шуром, которое по-прежнему остается актуальным. В последнее время он увлечен идеей о возникновении ферромагнетизма под действием примесных атомов, нарушающих локальную симметрию и создающих флуктуации кристаллического поля. А.С. Ермоленко уделяет большое внимание воспитанию новых научных кадров. Много лет он является председателем государственной экзаменационной комиссии УрГУ. Под его руководством защищены 6 кандидатских диссертаций, а один из его учеников А.Г. Кучин в этом году защитил докторскую.

Сотрудники Института физики металлов сердечно поздравляют Александра Семеновича со славным юбилеем, желают ему крепкого здоровья, долгих лет жизни и новых свершений на научном поприще!

Июнь 2009 г. № 15-16 (997)