Когда краски звучат

 
 

Выставка «Дети рисуют музыку» — зримый (и весьма успешный!) результат совместного творческого проекта московского Дома-музея Скрябина, Дома ученых УрО РАН, Уральского отделения Лиги защиты культуры и гимназии № 205 «Театр». «Вместе мы сможем все» — этот девиз в последнее время звучит часто и по различным поводам. Здесь он воплотился в реальное дело, ведь содружество искусств всегда означает сообщество людей: близких по духу, по-разному проявляющих себя, но равно увлеченных.
 

Ярчайший представитель русского музыкального импрессионизма Александр Николаевич Скрябин (1872– 1915) в каком-то смысле сам был человеком-ансамблем, человеком-оркестром. Он мыслил и чувствовал как поэт и художник, прославился как композитор и пианист, но кроме того, как и многие блестящие представители Серебряного века, в течение всей жизни продолжал поиск философской истины, ждал прихода нового человека. Его вдохновляла идея синтеза искусств, наук и вообще духовных проявлений. Поэтому на самом деле вполне естественным выглядит желание композитора ввести в свою симфоническую «Поэму огня» («Прометей») специальную партию света. Он обладал даром видеть звуки в цвете.
 

Ученики гимназии «Театр» (конечно, под руководством педагогов) попробовали воспроизвести на бумаге именно живописный замысел фрагментов Первой и Второй симфоний Скрябина. И у них это получилось великолепно — достаточно увидеть работы, представленные на выставке: акварели, пастели, но более всего — гуаши. Предложение послушать (вернее, услышать-увидеть) музыку и нарисовать увиденное дало волю воображению, «включило» интуицию в выборе форм, красок и ритмов письма, наложения мазков на бумагу. А поскольку слушали и рисовали разные люди-индивидуальности, то и радует на выставке разнообразие сюжетов, настроений и художественных манер. От яркой экспрессии — к меланхолической задумчивости, от красок жарких и пламенных — к тонам нежно-приглушенным, прохладным цветам воды, льда, тумана… Музыка, оказывается, несет в себе образы всех стихий, живого и неживого, конкретного и абстрактного, желания, мечты, тревоги, угрозы…
 

Родимся в вихрь!
Проснемся в небо!
Смешаем чувства
                 в волне единой!
И в блеске роскошном
Расцвета последнего
Являясь друг другу
В красе обнаженной
Сверкающих душ
Исчезнем...
Растаем...
 

— так сам Скрябин пытался выразить в стихах стремление расширить границы воспринимаемого и постигаемого сердцем. Когда дети рисуют музыку, кажется, что все границы — чистая условность, а мечта — вот она, рукой подать. Тем паче — кисточкой потрогать.
 

Кстати, когда педагоги сравнили цветовую часть партитуры с детскими рисунками, оказалось, что основные тона совпали почти на 80%. Это — лчшнее подтверждение, что музыка Скрябина за прошедшие сто лет ничуть не «устарела» и по-прежнему воспринимается слушателями адекватно. После завершения выставки детские рисунки переданы в фонд музея.
 


Е. ИЗВАРИНА
 

 

На иллюстрациях:

 

 

Птица (А.Н. Скрябин, симфония №1, 1-я часть). Гуашь. Нефёдова Вика, 1-й клаcc.

Птица (А.Н. Скрябин, симфония №1, 1-я часть). Гуашь.
Нефёдова Вика, 1-й клаcc.

 

 

Таинственность (А.Н. Скрябин, симфония №2, 1-я часть). Гуашь. Чернова Ксюша, 8-й клаcc.

Таинственность (А.Н. Скрябин, симфония №2, 1-я часть). Гуашь.
Чернова Ксюша, 8-й клаcc.

 

 

Мрак, холод (А.Н. Скрябин, симфония №2, 1-я часть). Гуашь Чигвинцева Ксюша, 8-й клаcc.

Искра надежды среди мрака (А.Н. Скрябин, симфония №2, 1-я часть). Гуашь.
 Феоктистова Люда, 8-й клаcc.

 

 

Искра надежды среди мрака (А.Н. Скрябин, симфония №2, 1-я часть). Гуашь.

Мрак, холод (А.Н. Скрябин, симфония №2, 1-я часть). Гуашь.
Чигвинцева Ксюша, 8-й клаcc.

 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Июль 2009 г. № 17 (998)

15.07.09

 Рейтинг ресурсов