Н.В. Мушникову - 50

Заместитель председателя Уральского отделения Российской академии наук Николай Варфоломеевич Мушников. Фото С. Новикова.    26 июля исполняется 50 лет доктору физико-математических наук Николаю Варфоломеевичу Мушникову — талантливому физику и организатору, заведующему отделом магнитных материалов Института физики металлов УрО РАН, заместителю председателя Уральского отделения Российской академии наук.

Его научная биография началась после учебы на физическом факультете Уральского государственного университета на кафедре физики магнитных явлений, который он окончил с отличием в 1982 г. С 1982 по 1985 г. он учился в очной аспирантуре при Уральском госуниверситете и в 1985 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Влияние водорода на магнитные свойства и кристаллическую структуру интерметаллических соединений редкоземельных металлов с железом» под научным руководством доктора физико-математических наук А.В. Дерягина. Основательная физическая и математическая подготовка успешно помогала ему в его дальнейшей научной деятельности.

В декабре 1986 г. Николай Варфоломеевич пришел в Институт физики металлов УрО РАН в лабораторию прикладного магнетизма, где сначала был научным сотрудником, в 1992 г. занял должность старшего научного сотрудника, а с июня 2005 г. работает в должности заведующего лабораторией ферромагнитных сплавов. В настоящее время возглавляет отдел магнитных материалов ИФМ.

В этот наиболее плодотворный период Николай Варфоломеевич выполнил серию экспериментальных исследований по изучению магнетизма редкоземельных и актинидных интерметаллических соединений и их гидридов. Для объяснения и понимания необычных свойств этих материалов ему потребовалось привлечь фундаментальные представления, основанные на том, что в этих соединениях сосуществуют две различные по своей природе магнитные подсистемы: локализованная и зонная. Учет взаимодействия двух подсистем позволил автору дать не только качественное понимание новых явлений в этих объектах, но и разработать материалы с уникальным сочетанием свойств, в которых гигантская анизотропия и магнитострикция f-металлов сочетается с высокими температурами магнитного упорядочения, характерными для металлов группы железа. В эти годы Н.В. Мушников выполнил также большой цикл работ по изучению магнетизма аморфных и нанокристаллических материалов 4f-3d-соединений на основе фаз Лавеса, полученных в процессе их гидрирования.

Последующее развитие Н.В. Мушниковым и его коллегами исследований в области магнитообъемных явлений — изучение магнитной анизотропии и магнитострикции ряда редкоземельных (RFe2Hx, RCo2Hx и других), актинидных (UCoAl) интерметаллидов, выявление роли магнитных фазовых переходов в слоистых интерметаллидах RMn6Sn6 и RMn2Si2 — привело к обнаружению целого ряда новых явлений и эффектов. В октябре 2004 г. эта деятельность увенчалась защитой докторской диссертации по теме «Магнитообъемные эффекты и магнитная анизотропия в зонных и локализованных подсистемах f-d-интерметаллидов».

Заслуги Николая Варфоломеевича в развитии физики магнетизма твердых тел на основе 4f- и 3d-соединений получили международное признание. В рамках сотрудничества с научными лабораториями других стран он несколько раз командировался за рубеж для научной работы в Италии (Парма, MASPEC-лаборатория материалов для электроники и магнетизма), Мегагауссной лаборатории Института физики твердого тела университета Токио (Япония), а также в объединенной лаборатории магнитных исследований Карлова университета (Чехия). Результаты совместных исследований изложены более чем в 160 работах, опубликованных в ведущих научных журналах.

По инициативе и под руководством Н.В. Мушникова в ИФМ был создан центр коллективного пользования для исследования магнитных свойств ферромагнетиков в сильных импульсных магнитных полях УрО РАН.

Объем и масштаб научно-организационной деятельности Н.В. Мушникова впечатляет. В настоящее время он выполняет ответственные обязанности председателя Уральского отделения РАН, является членом редколлегии журнала «Физика металлов и металловедение», с 2004 г. — ответственный секретарь редколлегии. Большое внимание Николай Варфоломеевич уделяет воспитанию молодых научных кадров, читает спецкурс «Физика и технология магнитных материалов» на кафедре физики магнитных явлений Уральского госуниверситета. Под его руководством защищаются кандидатские диссертации. Его научные достижения неоднократно поддерживались грантами различного уровня. Широкий кругозор, глубочайшие знания и незаурядная научная активность позволяют ему успешно справляться с огромной нагрузкой.

Особенно восхищают его удивительная доброжелательность к людям, мягкость, интеллигентность и обаяние. Работать и общаться с ним огромное удовольствие. Он замечательный семьянин и отец, воспитавший троих детей.

Подходя к «расцветному» для ученого и организатора возрасту, Н.В. Мушников полон энергии и творческих планов. От всей души желаем юбиляру здоровья, многих счастливых дней и новых творческих свершений!

Президиум УрО РАН