Пейзаж - или двойной автопортрет?

 
 

«У вечности мгновенья похищая…» — так названа выпущенная недавно екатеринбургским издательством «АМБ» книга акварелей Нины Степанычевой, участницы творческого объединения ученых-художников, автора персональных выставок, с успехом прошедших в Доме ученых и других залах Екатеринбурга.
 

Вообще-то, более привычно говорить о художественном альбоме. Но это именно книга, где на каждой странице репродукция акварели вместо краткого названия сопровождается стихотворными строками. По существу, это книга двух авторов, хотя на ее обложке и титульном листе это и не указано. Между тем, стихи А. Бредвинера хороши и сами по себе — в них есть и наблюдательность, и психологическая точность, и глубокое чувство. Верность классической традиции — и свое, глубоко выстраданное понимание вещей:
 

Покой любви и мягкий свет печали,
Найдя тебя, друг друга повстречали… —
 

этим стихам свойственно мудрое благоговенье перед законами жизни и красотой природы, а эти качества в свою очередь необходимы и художнику-пейзажисту:
 

В покое грусть прозрачна и светла
И входит в грудь источником тепла.
И я своим сомненьем и тоской
Не дам смутить блистательный покой.
 

В «блистательном покое» предстают в исполнении Н. Степанычевой уральские ландшафты: виды леса, речных берегов, сельских окраин — во все времена года, в сменяющихся красках, но действительно — в том самом покое, который обусловлен отсутствием людской суеты, но в то же время может быть замечен и оценен лишь человеком. Человек, художник остается «за кадром», зато «в кадре» — безусловное мастерство акварелиста: чувство цвета и чувство меры, умение сохранить прозрачность: дать волю не цвету, но — свету, воздуху, дать почувствовать движение, которое всегда присутствует в «живом» пейзаже… Небо, водная поверхность, снег, туман, само состояние природы, когда «Слепое небо замершую землю ощупывает пальцами дождя» — сложнейшие для живописца сочетания оттенков вполне подвластны кисти Н. Степанычевой. В лучших ее работах пейзаж не просто узнаваем и радует красотой — он помогает понять благородство цвета, гармонию уральского ландшафта — не яркого, не грандиозного либо причудливого, зато соразмерного человеку, движениям его души.
 

Я одинок. Но целый мир со мной
Простерт под убывающей луной, —
 

стихи без особых прикрас, но — особой внутренней силы. Так же и акварель, искусство древнее и сиюминутное, родившееся когда-то в общении с природой: умеющему видеть — помогает жить…
 

 

 


Е. ИЗВАРИНА
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Сентябрь 2009 г. № 21 (1002)

30.09.09

 Рейтинг ресурсов