Лицо - квинтэссенция времени

 
 

Устинов В., Новиков С. Институт физики металлов: портрет интеллекта. – СПб.: ООО «ЛЮДОВИК», 2009. – 264 с.
 

 

В этом году серия альбомов фоторабот Сергея Новикова «Портрет интеллекта» пополнилась новым томом. Он посвящен Институту Физики металлов — «базовому» для Уральского отделения РАН учреждению, с богатой историей, обширным кругом исследований, перспективами на будущее. По-разному можно подойти к вопросу о по-настоящему репрезентативном издании, которое бы «и духом, и буквой» встало бы вровень, не ограничившись формальным перечислением имен и фактов. Альбом решает эту задачу блестяще.
 

Предваряет его подготовленный директором ИФМ академиком В.В. Устиновым очерк жизни института с первых дней его существования, сопровождаемый раритетными фотографиями разных лет, озаглавленный красноречиво: «Все определяет масштаб личности». «Их высокий профессионализм, — говорится в нем об ИФМовцах всех поколений, — возможно, проявлялся в умении подняться над сиюминутностью прикладных задач до исследования глобальных закономерностей. Быть может, это и есть истинный патриотизм — неустанно работать над собой…». Таким образом, профессионализм для авторов альбома — В.В. Устинова, фотохудожника С.Г. Новикова, редактора и разработчика литературно-художественной модели В.Л. Радзиевского, руководителя проекта М.В. Дегтярева — не только совокупность специальных знаний, навыков и умений, а прежде всего достоинства и уникальность личности, качества интеллекта и проявления души. Об этом можно (и нужно!) писать и говорить, но можно и просто показать: человеку — человека. «Человеческое лицо, — писал в своем эссе об искусстве портрета Юрий Лотман, — оказалось самым существенным, той квинтэссенцией, в которой человек остается человеком или перестает быть им».
 

И вот перед нами — лица 108 ведущих сотрудников Института физики металлов, каждому предоставлен разворот фотоальбома: справа — один большой портрет, слева 2–4 кадра поменьше и несколько строк о научных интересах и вкладе в ту или иную область знаний. Помимо этих сведений на последних страницах помещен именной указатель с фотографиями и основными биографическими данными, поэтому альбом прекрасно выполняет и функцию справочного издания. И все же главное в нем — лица. Лицо и жест — и минимум каких бы то ни было иных атрибутов, даже напрямую отсылающих к профессии. Сергею Новикову всегда был интересен прежде всего человек, и столько же, сколько качества его ума, — его жизненный багаж, темперамент, манера держаться и степень открытости в разговоре. Нет двух одинаковых людей — следовательно, нет в альбоме (да и во всем архиве фотохудожника) двух одинаковых по «задумке» портретов. В ком-то природой заложены артистизм и богатство мимики, кто-то сдержан на эмоции, но может так взглянуть в глаза собеседнику… Кого-то красит смех, кому-то присуща серьезность, кто-то не может без энергичной жестикуляции, а другой — вполне самодостаточен и уравновешен… Мастер портрета, скорее всего, уже на интуитивном уровне распознает главные и второстепенные черты психофизики человека, «ловит» объективом самое характерное, причем характерное именно для интеллектуальной жизни данного субъекта. Неспроста ведь мы говорим: «веселый ум», «гордый ум», «критический ум»… Портрет интеллекта — возможен, поскольку для художника «интеллект» — не абстракция, и следом за ним это понимает и зритель. На мой взгляд, наиболее удались вошедшие в альбом портреты С.В. Вонсовского, В.Р. Галахова, Ю.Н. Драгошанского, Г.С. Корзунина, В.И. Окулова, Л.Н. Ромашева, Ю.Н. Скрябина, И.Ш. Трахтенберга, В.В. Устинова. Кого-то — привлекут другие работы, но при оценке проекта в целом важны уже не степень совершенства, не расхождения во мнениях по шкале «похож — не похож». Альбом стал летописью примерно трех поколений уральских физиков и металловедов, он (как и предыдущие издания этой серии) показал человеческую основу и подоплеку научных свершений.
 

9 сентября в Институте физики металлов (чьей достопримечательностью уже многие годы является собрание графических портретов сотрудников, выполненных членом-корреспондентом РАН, прежним директором института В.Е. Щербининым) торжественно открылась галерея фотопортретов, составивших «костяк» альбома. На вернисаже выступили академик В.В. Устинов, отмечавший, кстати, в этот день свое 60-летие, С.Г. Новиков, исполнительный директор «Челябинского фотоклуба» фотожурналист П.В. Большаков, поэт М.П. Никулина. Все они подчеркивали значимость именно художественного и эстетического осмысления истории науки и роли интеллекта ученого. Вновь открытая галерея, как и книжная серия «Портрет интеллекта», важны для понимания истинных духовных ценностей и сами являются фактором сохранения и популяризации таких ценностей.
 

Здесь же состоялась презентация самого альбома — ветераны и сотрудники института, в разное время послужившие «моделями» фотографу, теперь получили возможность оценить весь труд в целом, увидеть свои портреты в интерьере и в единой канве экспозиции. Взглянуть на себя со стороны ведь тоже уметь надо, и пожалуй, лучше всего — взглянуть с улыбкой. В тесноватом для столь многолюдного собрания институтском коридоре, где разместилась галерея, кто-то пошутил: «Слишком много интеллекта на квадратный метр площади…». В шутке, как известно, велика доля шутки, тогда как интеллектуальные силы востребованы везде и всегда, другое дело — насколько это осознаёт государство, общество, само время…
 

Будущее серии «Портрет интеллекта» не вызывает сомнений: проект уникален, для его воплощения найдено замечательное дизайнерское решение, важность темы несомненна — остается лишь пожелать достаточного финансирования — на достойное материальное воплощение новых идей.
 


Е. ИЗВАРИНА
 

 

Устинов В., Новиков С. Институт физики металлов: портрет интеллекта. – СПб.: ООО «ЛЮДОВИК», 2009. – 264 с.

 

Устинов В., Новиков С.

 

Презентация альбома.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Октябрь 2009 г. № 22 (1003)

12.10.09

 Рейтинг ресурсов