Долгая дорога в завтра

 
 

25 декабря в Институте экономики УрО РАН прошел круглый стол на тему «Транспортный коридор «Урал промышленный – Урал Полярный»: итоги и перспективы». За одним столом собрались экономисты, геологи, горняки, энергетики, железнодорожники, инженеры, геофизики, экологи из академических, научно-исследовательских институтов, вузов и производственных организаций Урала, чтобы выработать предложения и рекомендации по рациональному освоению природных ресурсов в зоне, прилегающей к предполагаемому строительству железной дороги вдоль восточного склона Северного, Приполярного и Полярного Урала.
 

 

Представители Уральской геологосъемочной экспедиции, Агентства по недропользованию УрФО, ОАО «Уралгипротранс», департамента экономики правительства Ханты-Мансийска, Инженерного центра энергетики Урала, СибНАЦ (Тюмень), Уралгипрошахт, руководства Ямало-Ненецкого автономного округа, УрГЭУ, институтов экономики, геологии и геохимии, геофизики, горного дела, экологии растений и животных УрО РАН — всего около 100 организаций — обсудили результаты и перспективы работы корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный». Бурная дискуссия развернулась по поводу оценки минерально-сырьевой базы названной территории. Собравшиеся высказали свое мнение о развитии транспортной инфраструктуры в рамках проекта, а также социально-экономических и экологических последствиях его реализации.
 

Директор Института экономики академик А.И. Татаркин сделал акцент на координации усилий всех заинтересованных организаций — ведь пока связь между действиями академической науки, отраслевых НИИ, горнодобывающих предприятий и управленческих структур в освоении Полярного и Приполярного Урала практически отсутствует. Проект развивается почти стихийно, без научной основы и научного сопровождения.
 

В целом участники круглого стола поддержали идею председателя правительства РФ В.В. Путина о программном освоении Полярного и Приполярного Урала. На этой территории есть месторождения бурого угля, железных, хромовых руд, марганца, меди, свинца, цинка, бокситов, фосфоритов, руд тантала и ниобия, баритов, кварцевого сырья, россыпного и рудного золота в небольших количествах. Если эти месторождения достаточно велики для промышленного освоения, то введение их в эксплуатацию смогло бы покрыть дефицит уральских заводов в сырье. Сегодня обеспеченность Урала местным железорудным сырьем составляет 35 процентов, медным концентратом — около 50, цинковым — 70, никель-кобальтовыми рудами — около 40, энергетическим углем — 17. Практически отсутствуют коксующиеся угли, руды хрома, марганца, редких элементов и других видов сырья.
 

Но пока это ресурсы только прогнозные. В оценке балансовых запасов мнения выступающих разошлись. Геологи считают, что самые крупные месторождения здесь еще не найдены, а открытые не изучены. Представители же горнодобывающей отрасли, опираясь на имеющиеся данные, оценивают рентабельность разработки известных сегодня месторождений весьма пессимистично. Едины они только в одном: этот регион необходимо изучать, вести там геолого-съемочные, геологоразведочные работы, экологические и социологические исследования. По мнению директора Института геологии и геохимии УрО академика В.А. Коротеева, существующий прогноз на ресурсы Полярного Урала отражает главным образом степень изученности региона и не позволяет судить о его перспективности или неперспективности. Виктор Алексеевич считает эту территорию перспективной для поисков месторождений.
 

В то же время в выступлениях звучало беспокойство сохраняющейся ориентацией на экстенсивное развитие экономики страны. Говорим о наукоемких технологиях, а основную ставку делаем на добычу сырья. Надо менять менталитет. В некоторых странах замораживают даже рентабельные месторождения, а развивают, например, туризм. Ряд проблем освоения полярных территорий требует дополнительной серьезной проработки. Так, горные и предгорные территории Северного, Полярного и Приполярного Урала, расположенные на границе сибирской и европейской экосистем, имеют большую экологическую ценность. Регион обладает уникальным, крупнейшим в мире стадом сиговых рыб. Численность их генераций за последние десятилетия снизилась в несколько раз. Экологи прогнозируют, что в результате сооружения железной дороги вдоль восточного склона сиговые рыбы вообще станут редкостью. Под удар попадают и другие традиционные виды деятельности коренных малочисленных народов Севера — оленеводство, охота, заготовка и переработка «дикоросов». За последние 20 лет поголовье оленей снизилось в два раза, утратил свое значение охотничий промысел. По словам участников круглого стола, в процессе разработки проекта есть необходимость в подготовке законодательных предложений по закреплению статуса северных и полярных территорий РФ с целью комплексного социально-экономического их освоения и заселения.
 

Рассматривая Уральский Север как единый природно-экономический комплекс, собравшиеся пришли к мнению о целесообразности включения в систему программных мероприятий по проекту «Урал промышленный — Урал Полярный» территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа, прилегающих к зоне влияния проектируемого транспортного коридора, и других территорий, определенных соглашением между шестью субъектами РФ, расположенными на Урале. Обсуждение показало, что профильным институтам УрО РАН и заинтересованным организациям необходимо интенсифицировать работы по комплексному геологическому, экологическому и социально-экономическому изучению Уральского Севера с целью создания там надежной природно-ресурсной базы с экологически безопасными технологиями ее освоения.
 


Т. ПЛОТНИКОВА
 

Директор Института экономики академик Александр Иванович Татаркин.

 

25 декабря в Институте экономики УрО РАН прошел круглый стол на тему «Транспортный коридор «Урал промышленный – Урал Полярный»: итоги и перспективы».



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Февраль 2010 г. № 2-3 (1010)

08.02.10

 Рейтинг ресурсов