На рубеже столетий - о границах философии и её языка

 
  

Спустя год после первой, вновь в марте, на философском факультете Уральского государственного университета им. А.М. Горького состоялась вторая всероссийская научная конференция молодых ученых «Философия XX века: рубеж столетий». Если в прошлом году подзаголовок предлагал обсудить «проблемы, тенденции, перспективы», то «рубеж столетий», похоже, призывает уже подвести некоторые итоги и заглянуть в новый век.
 

 

…Хотя, как согласились участники пленарного заседания, живем мы, пожалуй, еще «внутри» философии века минувшего, и нам в ней достаточно комфортно. Но всe же ход времени неумолим, и будущее философии в какой-то мере закладывается — замышляется — на таких вот встречах, в общении совсем молодых еще людей, представляющих на суд товарищей свои первые опыты. Программу конференции составили сообщения студентов, магистрантов, аспирантов философских, психологических и культурологических факультетов и других специалистов из 10 российских городов, в том числе Екатеринбурга, Перми, Казани, Санкт-Петербурга, Новосибирска.
 

В зале ученого совета университета будущих докладчиков первым приветствовал декан философского факультета доктор наук А.В. Перцев, определивший роль философии в нынешнем обществе как миссию по сохранению рода человеческого. Точнее — вида Homo sapiens, чьи умственные способности способны, среди прочего, стремительно деградировать, утрачивать дар абстрактного мышления в результате сокращения роли письменности и чтения, повсеместной подмены текста «картинкой» и т.д. Сочетание «нового варварства», царящего в массовом сознании, с технологизацией всего и вся открывает перед человечеством вряд ли радужные перспективы, поэтому, по словам А.В. Перцева, философы сегодня должны покинуть «башню из слоновой кости», то есть научиться и себя защищать, и на вызовы времени реагировать мгновенно, а то и упреждающе. С приветственным словом выступил также ректор УрГУ Д.В. Бугров, пожелавший, чтобы философы, как им собственно и положено, «на этой конференции еще на один шаг приблизились к истине».
 

Пленарные выступления также в определенной мере были «установочными», поскольку и С.А. Никитин (кафедра социальной философии УрГУ), озаглавивший свои тезисы «Ясный взгляд и прямая речь», и Л.М. Немченко (кафедра этики, эстетики, теории и истории искусства) в докладе «Роль демифологизации в современной культуре» говорили, в сущности, об одном — о необходимости, принципах и средствах обновления языка философии да и вообще гуманитарных дисциплин. По словам С.А. Никитина, философия, стремящаяся к ясному, объективному видению предметов и явлений, нуждается в особом языке. Но в ситуацию рождения языка, «называния мира» нам уже не попасть, вещи названы до нас, мы с рождения попадаем во власть «общего» языка, на котором трудно, подчас невозможно выразить нечто свое. А ведь «прямая речь» — это речь собственная, и «ясность взгляда» достигается только в борьбе против устоявшихся формулировок в языке и мышлении. По мнению Л.М. Немченко, обратившейся к ситуации в современном искусстве, для художника (а значит, и для критика) орудием обновления взгляда на мир является демифологизация, очищение того или иного объекта от наслоений устоявшихся представлений, определений и оценок, от мифов, к которым вообще склонно общественное сознание. Стратегиями демифологизации (которая «должна стать практикой современной жизни») в свою очередь становятся интимизация (способность максимально приблизить «чужое», сделать его «своим»), деструкция и деконструкция, используемые, в частности, в экспериментальных театральных постановках.
 

В течение трех дней в рамках конференции работали секции: «Дискурсивное измерение современной философской антропологии», «Философия культуры, этики, эстетики в XX в.», «Религиозные основы человеческого существования в культуре XX века», «Социальная философия в XX в.». Новыми по сравнению с прошлогодней программой стали темы секционного заседания «Философия истории философии» и круглых столов — «Парадоксы толерантности» и «Ускользающее Бытие: формирование неклассической онтологии». Причем в большинстве докладов силен был именно «антропологический» элемент, связывающий различные философские проблемы непосредственно с человеческим существованием: «Время как антропологический феномен» (А.О. Шептунов), «Язык кино как инструмент социализации индивида» (Д.А. Безуглов), «Самореализация личности как социально-философская проблема» (К.А. Мантурова) и др.
 

Конечно, прозвучали не все 44 заявленных в программе сообщения, однако по итогам каждой секции были названы лучшие работы, которые будут опубликованы в сборнике материалов конференции. Были и лидеры обсуждения, фавориты «зрительских симпатий». Например, А.К. Вагнер из Екатеринбурга свой доклад «Роль культурной практики в процессах межкультурной коммуникации: на примере гунфуча» сопроводил демонстрацией основных этапов традиционной китайской чайной церемонии, создав тем самым, возможно, ту самую неформальную ситуацию, в которой восприятие получает импульс к обновлению, а философ приближается-таки на шаг к истине…
 

 

Вторая всероссийская научная конференция молодых ученых «Философия XX века: рубеж столетий».

 


Е. ИЗВАРИНА
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Апрель 2010 г. № 7-8 (1014)

08.04.10

 Рейтинг ресурсов