Всему начало - отчий дом

 
  

В апреле Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН отметит 40-летие со дня образования. В дни торжеств ученые наверняка отдадут дань памяти коллегам, с именами которых связано становление и развитие института: В.И. Лыткину и А.С. Сидорову, А.К. Микушеву, Ф.В. Плесовскому, П.И. Чисталеву, Ю.Г.Рочеву, историкам Я.Н. Безносикову и В.Н. Давыдову, археологу В.И.Канивцу, этнографу Л.Н. Жеребцову, лингвистам Н.А. Колеговой, М.А. Сахаровой, Т.И. Жилиной. Одним из самых авторитетных ученых-гуманитариев Коми филиала АН СССР был Любомир Николаевич Жеребцов — основоположник коми этнографии. Его научные труды вошли в золотой фонд коми гуманитарной науки, а организаторские усилия позволили заложить основу для плодотворной разработки многих направлений этнографических исследований.
 

Л.Н. Жеребцов не только оставил в науке доброе имя большого ученого, но и подготовил продолжателя своего дела — Игоря Любомировича, доктора исторических наук, ныне заместителя директора по научным вопросам Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. А ныне уже дети И.Л. Жеребцова последовали по стопам деда и отца.


 



 

Доктор исторических наук И.Л. Жеребцов.    — Игорь Любомирович, что подвигло вас к продолжению дела отца? И как складывается научная династия?

    — Стать историком мне было намного проще, чем моему отцу. Когда растешь в мире книг, в окружении интереснейших личностей, — а в гостях у отца часто бывали друзья — известные историки, и между ними часто вспыхивали острейшие споры вокруг тех или иных проблем истории и культуры коми, — волей-неволей прислушиваешься к их беседам, и неважно, что далеко не все понимаешь, возникает интерес к нашему прошлому. Целенаправленно я не готовил себя к профессии историка. Но уже теперь, вглядываясь в далекое прошлое, понимаю, что отец все же деликатно подталкивал меня к занятиям историей. Я с детства увлекался чтением исторических романов.

    Что касается выбора жизненного пути моими детьми, то ни я, ни моя супруга Лидия Сергеевна, тоже, кстати, историк, никогда не внушали им предпочтение этой науке. И поступление дочерей на исторический факультет Сыктывкарского университета было абсолютно самостоятельно. Старшая, Ирина, уже защитила кандидатскую диссертацию и преподает в университете. Младшей, Надежде, предстоит защитить диплом. Вот так и складывается династия историков Жеребцовых.

    — Фамилия отца, его авторитет в науке сыграли роль в вашем карьерном росте?

    — Это очень помогло на первых порах. Не зря же подмечено в народе, что по одежке встречают. Так вот, нашей «одежкой» на первых порах стала наша фамилия. Но кроме того популярность отца была большим авансом, который впоследствии своим трудом и усердием требовалось отработать и оправдать доверие старших коллег.

    С отличием окончив университет, Игорь Любомирович пришел в ИЯЛИ. Поначалу к нему присматривались, но поскольку он не отлынивал ни от научной работы, ни от общественных дел института, то в конце концов решили, что Игорь хоть и «благородного происхождения», но парень свой. Да и «отлынивать» молодому ученому было особо недосуг. Служба в армии, учеба в аспирантуре, защита кандидатской диссертации в 1989 году, через девять лет — докторской. За 27 лет работы в институте он опубликовал в России, Великобритании, Финляндии, Венгрии и Эстонии более 300 научных и научно-популярных работ и учебных пособий, в том числе несколько монографий, выступил с докладами на 10 международных и многих всесоюзных и всероссийских конгрессах и конференциях. За создание уникального Историко-культурного атласа в составе авторского коллектива под руководством Элеоноры Савельевой стал лауреатом Государственной премии Республики Коми, позже дважды удостоен премии правительства республики в области науки. Он Заслуженный работник РК, академик Российской академии социальных наук, академик Академии военно-исторических наук, председатель ученого совета Национального музея Республики Коми, один из руководителей Общества изучения Коми края и общественной организации «Сыктывкар», главный редактор краеведческого журнала «Известия Общества изучения Коми края». Аванс отработал, что называется, с верхом, оправдав доверие коллег. Жаль только, что не дано было Любомиру Николаевичу испытать чувство радости за сына.
 

— Вы продолжили научные исследования отца?
 

— В свое время моему отцу и Л.П. Лашуку, стоявшим у истоков коми этнографии, приходилось заниматься практически всем: традиционной материальной и духовной культурой, этническими процессами, расселением. Сегодня ученых историков стало больше, и появилась возможность уже более глубоко заняться разработкой одной проблемы. Моя основная тема, демография — это продолжение и развитие одного из направлений, которыми занимался отец.
 

В процессе работы над фундаментальными научными проблемами возникло желание заняться краеведением, историей родного села, улицы, семьи. В 1920-е годы у нас уже было Общество изучения Коми края, и именно среди его членов зародилась идея организовать в Сыктывкаре свой академический центр, разрабатывался проект создания Коми НИИ. В 1930-е общество прекратило свое существование. А в 1980-е мне посчастливилось стать одним из инициаторов воссоздания этого движения, объединить вокруг интереса и любви к истории малой родины людей различных профессий и возраста.
 

— Что нового в краеведении может открыть для себя историк, изучивший историю края «от и до»?
 

— Изучить историю края «от и до» невозможно. Первая история Коми края вышла в свет в 1932 году. Вроде бы вот она, наша история. Что к ней можно добавить? Но в следующем году издали историю уже в двух томах. И снова можно сказать: тут вся история «от и до». Но история — не догма. С годами возникают новые детали, открываются архивные документы, что заставляет взглянуть на, казалось бы, давно известные факты совершенно по-иному. Процесс исторического исследования на самом деле бесконечен. Историк всегда должен понимать, что его знания неполны. И следующие поколения ученых могут его дополнить, поправить, пересмотреть или опровергнуть. Это нормальное явление. У любой страны прошлое совершенно непредсказуемо, мы никогда с абсолютной точностью не сможем заявить, что было именно так и не иначе. Мы только пытаемся представить, как это было.
 

— Насколько комфортно чувствует себя отечественная наука?
 

— За 27 лет работы в институте я пережил разные периоды. И все же у нас престиж науки и профессии ученого всегда оставался и остается достаточно высоким. Государственные мужи также понимают важность и значение науки. К сожалению, иногда — только на словах. Слава богу, сейчас, несмотря на кризис, мы не можем пожаловаться на равнодушие республиканских властей. В Республике Коми действует система грантов, есть стипендии для поддержки молодых ученых, государственные премии в области науки. Конечно, нам хотелось бы, чтобы государственная поддержка наших исследований была более масштабной.
 

— Что вы хотели бы сказать о своих коллегах в канун юбилея ИЯЛИ?
 

— Мне в жизни всегда везло на хороших людей. Повезло с родителями, с друзьями в школе и университете. С ними мы встречаемся и сейчас, а многие из университетских друзей работают в нашем институте. Мне очень повезло с коллегами. Я благодарен старшим товарищам Э.А. Савельевой, В.Н. Давыдову, В.И. Чупрову и многим другим. Приятно, что такие корифеи помогли мне сделать первые шаги в большой науке. Когда я пришел в институт, там было много молодежи. И сейчас к нам снова вливается молодая волна. Рядом с молодыми ветераны института: А.Д. Напалков, А.Ф. Сметанин, К.С. Королев, А.Н. Турубанов, В.М. Кудряшева, Л.М. Безносикова, А.М. Мурыгин и другие, олицетворяющие коми гуманитарную науку. Есть и среднее поколение, активно работающие — Е.А. Цыпанов, П.Ю. Павлов, Ю.П. Шабаев, М.В. Таскаев, Т.Л. Кузнецова, Ю.А. Крашенинникова.
 

В одном из интервью Игорь Любомирович признавался: «Часто спрашивают, как я успеваю издавать такое количество интересных и важных работ и заниматься одновременно еще кучей других дел. Честно говоря, не знаю. В этом — моя жизнь, иначе я не умею ни жить, ни работать. К примеру, велосипед не падает только тогда, когда двигается. Вот и я, как велосипед: сброшу скорость — замотает из стороны в сторону, а уж остановиться не дай Бог. Многое удается сделать благодаря поддержке, благожелательному отношению ко мне моих коллег по институту и Коми научному центру, помощи преподавателей вузов и школ, сотрудников издательств, музеев и библиотек, краеведов, государственных и общественных деятелей. Я уж не говорю про семью — главную опору в моей жизни».
 


Беседовала Светлана МУРАВЬЕВА
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Апрель 2010 г. № 7-8 (1014)

08.04.10

 Рейтинг ресурсов