О проблеме стволовых клеток и проверке Института экологии растений и животных

Доктор медицинских наук Б.Г. Юшков (Институт иммунологии и физиологии УрО РАН). Фото С. Новикова.Заседание президиума УрО РАН 15 апреля открыл научный доклад доктора медицинских наук Б.Г. Юшкова (Институт иммунологии и физиологии УрО РАН) «Стволовые клетки: теория и практика». Борис Германович сразу оговорился — актуальность темы вызвана не только научными достижениями последних лет, но прежде всего широким распространением практически нелегального медицинского бизнеса, эксплуатирующего миф о новой «панацее». Несмотря на то что до сих пор нет ни одного надежного метода выделения стволовых клеток (т.е., строго говоря, никто не знает, что именно вводят пациентам за их деньги) и, соответственно, ни одной разрешенной официально методики лечения, декларируемые доходы отдельных медицинских центров, специализирующихся на «инъекциях стволовых клеток», доходят до полутора сотен миллионов рублей в год. Кратко остановившись на истории изучения стволовых клеток (прежде всего на исследованиях А.А. Максимова и А.А. Заварзина), докладчик изложил основные постулаты современной теории хоуминга — процесса целенаправленного переноса стволовых клеток в поврежденные ткани. Важнейшими достижениями уральских ученых в изучении естественных механизмов регенерации являются сегодня выявление роли «каркаса», позволяющего формировать крупные участки ткани, и фармакология стволовых клеток. Как выяснилось, для нормальной дифференциации стволовых клеток необходим целый комплекс клеток-саттелитов (лимфоцитов, моноцитов и тучных клеток), которые, собственно, «запускают» и регулируют процесс работы стволовых клеток. Таким образом, уральские ученые в качестве магистрального направления выбрали стимуляцию переноса собственных стволовых клеток организма, а не введение инородных стволовых клеток, крайне сомнительное по физиологическим последствиям.

По мнению докладчика, единственным обоснованным показанием для применения «чужих» стволовых клеток являются лейкозы — что, собственно, и применяется уже почти полвека (пересадка костного мозга при лучевых поражениях). При остальных видах онкологии избыток стволовых клеток способен скорее осложнить течение заболевания, ибо при их избыточном числе наблюдается эффект возникновения «узелков роста», аналогичных онкологическим новообразованиям. При косметологическом использовании стволовых клеток, по мнению докладчика, омолаживающий эффект вообще не связан со стволовыми клетками, а достигается исключительно за счет стимуляции деления (по типу аутоиммунной терапии, проводимой в любой поликлинике) и носит достаточно кратковременный характер (порядка двух лет), а многократная стимуляция существенно увеличивает вероятность онкологии. Уже не являются секретом многочисленные осложнения у политиков и киноактеров, подвергавших себя подобным «косметическим» процедурам.
Вторым вопросом президиум рассматривал результаты комплексной проверки Института экологии растений и животных УрО РАН. Директор института академик В.Н. Большаков рассказал об истории и основных направлениях научной деятельности ИЭРиЖ. Созданный в 1944 году как институт общебиологического профиля, благодаря работам прежде всего академика С.С. Шварца в 1983 году он стал первым научным учреждением в стране, в названии которого появилось слово «экология». Сорок лет исполняется в этом году и журналу «Экология» (в английской версии — «Russian Journal of Ecology»). Институт ведет исследования по четырем утвержденным темам, в том числе изучение общих закономерностей организации, функционирования, динамики и устойчивости живых систем надорганизменного уровня; разработка теоретических основ охраны природы, анализ биологического разнообразия на территории Урала и Западной Сибири; разработка стратегий сохранения и восстановления биоразнообразия, эксплуатации и охраны природных популяций; палеореконструкции климата, структуры и функционирования экосистем Северной Евразии. В тематике исследований института постоянно присутствуют и актуальные проблемы природоохраны, например, работы по анализу сокращения популяций сиговых рыб Северного Урала. Установлено, например, что хотя правительством области ежегодно выделяются немалые суммы на отстрел волков, численность волка практически не влияет на лосиное поголовье. Ежегодно на Урале добывается по охотничьим лицензиям примерно 1 600 голов лося, волки съедают еще около 1 300, а вот на долю незаконной (браконьерской) добычи приходится почти 6 000 животных. Активно ведется издательская деятельность: выпущены две Красные книги — Свердловской и Челябинской областей, целый ряд определителей и справочников, неоднократно отмечавшихся среди лучших научных и научно-популярных изданий. В настоящее время ИЭРиЖ располагает лучшей базой по дендрохронологическим исследованиям севера Евразии, в перспективе будет открыт для сторонних посетителей и музей института — сейчас он предназначен исключительно для внутреннего пользования. Несмотря на то что хозяйственные дела института в целом приведены в порядок, есть проблема Салехардского стационара, где постепенно ветшает инфраструктура и техника — сейчас на плаву осталось лишь одно судно. Если от него придется отказаться, то впоследствии вернуться на Север будет уже значительно труднее и дороже.

Содокладчиком по отчету комиссии выступила директор Уральского научно-исследовательского ветеринарного института РАСХН И.М. Донник, которую члены президиума тепло поздравили с недавним присвоением ей звания действительного члена Российской академии сельскохозяйственных наук — Ирина Михайловна стала третьим на Урале академиком РАСХН и пятой женщиной-академиком за всю историю этой организации. Она рассказала о совместной научной работе двух биологических институтов и о выводах комиссии, в числе которых — усиление международного сотрудничества и участия в международных проектах.

Президиум также рассмотрел ряд текущих вопросов и заслушал сообщение заместителя директора по научной работе компании «Уралсистем» Э.А. Кимельмана об электронной системе сопровождения заседаний, которой сейчас оснащается новый зал заседаний президиума УрО РАН (подобными системами оборудуются законодательные собрания субъектов РФ): когда она будет запущена в полном объеме, то обеспечит возможность удаленной работы с научными центрами Отделения, позволит оперативно обращаться к электронным версиям рассматриваемых документов.

Соб. инф.
На фото С. НОВИКОВА: Б.Г. Юшков.

Май 2010 г. № 10-11 (1016)