О "Чёрных курильщиках" и проверке Института экологии и генетики микроорганизмов

Доктор геолого-минералогических наук В.В. Масленников.    Первым пунктом повестки очередного заседания президиума УрО РАН 13 мая был доклад доктора геолого-минералогических наук В.В. Масленникова (Институт минералогии, г. Миасс) «Черные курильщики» древних и современных океанов». Валерий Владимирович подробно рассказал об интереснейших исследованиях в молодой области знаний, открытие которой всколыхнуло науку XX века. В последние годы в ИМин решалась фундаментальная задача создания теории эволюции рудообразующих систем «черных курильщиков» и достигнуты отличные результаты. В частности, разработан оригинальный метод анализа таких систем, благодаря участию в специальном проекте ЮНЕСКО обнаружены многочисленные трубы «черных курильщиков» на 25 колчеданных месторождениях мира, охватывающих историю в 2,6 млрд лет, и т.д. Полученные данные стали основой для новой морфогенетической (рудно-фациальной) классификации, объясняющей разнообразие месторождений колчеданного семейства. Докладчик подчеркнул, что геологическое изучение «черных курильщиков» тесно связано с другими областями науки, такими как биология, биогеография, палеонтология, палеоэкология. Сотрудники ИМин постоянно взаимодействуют со «смежниками», помогают им искать ответы на разнообразные вопросы, в частности, о возрасте и условиях существования главных пригидротермальных организмов вестиментифер. В ходе обсуждения доклад получил самые лестные оценки специалистов, а его тематика признана очень перспективной. Так, директор ИМин член-корреспондент В.Н. Анфилогов напомнил, что открытие «черных курильщиков», позволяющее решить проблему места и времени накопления рудных материалов, является эпохальным, в Миассе их изучают на международном уровне, а Валерий Владимирович Масленников является одним из мировых лидеров по этой проблематике. Директор Института геологии и геохимии академик В.А. Коротеев назвал работы с «черными курильщиками» новой эрой в исследовании колчеданных месторождений, отметил, что в Миассе уже создана своя школа по этому направлению, которая привлекает к себе внимание во многих странах.

Заседание президиума УрО РАН.

Вторым вопросом было рассмотрение результатов комплексной проверки Института экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН (г. Пермь). Институт этот, обретший самостоятельность в 1988 году на базе лаборатории ИЭРиЖ, имеет свое профессиональное лицо, является одним из признанных микробиологических центров страны. Директор института член-корреспондент В.А. Демаков детально рассказал о каждом из четырех направлений научных исследований института, полученных результатах, о научно-организационном, кадровом, международном и других направлениях работы. От проверочной комиссии выступил доктор медицинских наук Б.Г. Юшков (Институт иммунологии и физиологии, Екатеринбург). На фоне общего благоприятного впечатления о деятельности коллектива Борис Германович отметил ряд выявленных недостатков — таких, как несоответствие названий ряда подразделений тематике, которой они занимаются, диспропорция между числом научных и «ненаучных» сотрудников. Выступивший в прениях член-корреспондент РАН О.В. Бухарин (Институт клеточного и внутриклеточного симбиоза, Оренбург) отметил, что если бы даже его пермские коллеги могли представить научному сообществу только уникальную коллекцию микробов, собранную здесь, одно это определяло бы их высокий профессиональный статус. Деятельность института, безусловно, одобрена — с рекомендацией решить нерешенные проблемы, одна из которых — полностью узаконить права на здание, являющееся бывшим детским садом.

Кроме того, президиум рассмотрел ряд текущих вопросов.

Соб. инф.