Новый дом для невьянской иконы

 

 

Более 10 лет в Екатеринбурге существует один из трех в России частных музеев подобного рода — Музей «Невьянская икона». Накануне открытия обновленной экспозиции по новому адресу (поблизости от Областной публичной библиотеки им. Белинского) состоялась пресс-конференция с участием основателя музея Е.В. Ройзмана и его директора, историка М.П. Боровика.
 

 

Старейшая из ныне известных датированных невьянских икон («Богоматерь Египетская») была создана в 1734 г., последняя («Спас Вседержитель») — в 1919 г. В музее есть и более ранние образцы, установлено, что писали в русле этой школы вплоть до середины прошлого века, но время ее расцвета специалисты ограничивают рубежом XVIII–XIX вв. Невелик и «ареал» происхождения икон — область Горнозаводского Урала, включающая Невьянск, Нижний Тагил, Черноисточинск, Красноуфимск, Кыштым. Возникшая в старообрядческой среде, как известно, развивавшейся во всех своих проявлениях «на особицу», писавшаяся строго на заказ, чтобы «жить» в основном в семьях состоятельных заводчиков и купцов-старообрядцев, невьянская икона — настоящий феномен духовной жизни, искусства и в целом истории Урала, одна из признанных вершин иконописи в России.
 

В научный оборот термин «Невьянская школа иконописи» введен в 1997 г., и главная заслуга музея — именно последовательное развитие исследовательской деятельности. В 2002 г. вышел первый выпуск «Вестника музея «Невьянская икона»», в этом году — третий. Традиционно основной корпус публикаций в нем составляют работы историков, искусствоведов, археографов из Уральского государственного университета, а также Уральского отделения РАН, есть устойчивые связи со столичными коллегами. К настоящему времени на основе фондов музея подготовлены и изданы альбомы «Невьянская икона», «Уральская икона» (с обширным каталогом и уникальным указателем иконописцев), «Красноуфимская икона». На очереди — новый большой каталог музея и издания, специально посвященные иконописи в Нижнем Тагиле и на Южном Урале.
 

На пресс-конференции Е.Б. Ройзман, чья коллекция легла в основу этого собрания, рассказывал не только о музее, но и об истории приобретения, атрибуции и реставрации отдельных икон, среди которых немало единственных в своем роде. Да и практически каждая икона здесь — не «единица хранения», а памятник истории. Со своей судьбой и своим лицом. Нередко лицо — лик — буквально изувечен. И не временем, а пулей, клинком… рукой существа, потерявшего человеческий смысл и облик. При музее работает реставрационный центр, но есть, по-моему, необходимость оставить некоторые «раны» незалеченными — сохранить в памяти и это…
 

На сегодняшний день в музее хранится более 600 атрибутированных икон невьянской школы, экспонируется около 300, а рядом с ними — старообрядческие книги, произведения знаменитой пермской деревянной скульптуры. Этажом ниже, возможно, будут выставляться картины современных художников Екатеринбурга. В добрый час!
 


Е. ИЗВАРИНА
 

 

Музей «Невьянская икона».

 

Музей «Невьянская икона».     Музей «Невьянская икона».



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Май 2010 г. № 13 (1018)

24.06.10

 Рейтинг ресурсов