Дайджест

 

 

ПЛАВУЧАЯ ТУРБИНА

В Северном море появилась первая плавучая ветротурбина, созданная норвежскими и немецкими конструкторами. Ветер открытого моря несравнимо сильней, чем на берегу, и гонимый волнами «ветряк» обеспечивает электричеством до 1600 домов прибрежного городка. Электричество поступает по подводным кабелям, которые и «якорят» турбину, не давая ей уплыть из заданной акватории. Если испытание будет успешным, в море может появиться целая флотилия плавучих «ветряков».
 

 

ЧТО ДЕЛАТЬ С «НЕБЕСНОЙ СВАЛКОЙ»?

На околоземной орбите — 700–900 км над нами — вращается ныне до 750 тысяч осколков и обломков диаметром больше сантиметра, плюс несметные тучи более мелких фрагментов. Уже немало спутников пострадало от ударов этого «мусора космических запусков». Под угрозой и корабли, ведь скорость мчащегося «сора» — 7,5 км/сек. Если свалка опустится ниже, не гарантирована безопасность и МКС… Кое-что сейчас делается: запуски стали «поаккуратней», оставляя меньше обломков. Но беда еще в том, что свалка «саморазмножается» — сталкиваясь на высокой скорости, обломки дробятся, сотни тысяч превращаются в миллионы…Существуют проекты чистки орбитальной свалки, но они требуют таких глобальных затрат, что если и станут посильны миру, то лишь в будущем.
 

 

КАК ОБЕЗВРЕДИТЬ КОРОВ?

«Производство мяса — нелегкое бремя для планеты», — эти слова одного из экологов подкрепляются данными ученых. В среднем навоз откармливаемой на мясо коровы за год выделяет в атмосферу до 180 кг метана — а он, как известно, «подстегивает» потепление во много раз сильней, чем СО2. За последние полвека потребление мяса на Земле возросло вчетверо (больше 280 млн тонн в год).
 

Сократить «выработку» метана коровьими желудками можно, предельно сократив в рационе животных соево-кукурузные корма или совсем их исключить, заменив калорийными смесями трав. Это уже широко применяется во Франции, а теперь подобные рационы внедряет ряд откормочных ферм Америки и Канады. В университете канадской провинции Альберта исследуют ДНК коровьих желудков, намереваясь их «генетически модифицировать». Работа труднейшая, но генетики надеются в конечном итоге изменить пищеварение животных, сократив выделение метана. Однако все понимают, как далеко до реализации задуманного, тем более в глобальном масштабе…
 

 

БИОУГОЛЬ

Биоуголь (biochar) — так назвали инновационный продукт, которому предрекают большое будущее. Прежде всего, это отличное удобрение, уже опробованное на полях. Сырьем являются биоотходы: остатки стеблей кукурузы, томатов, солома, ветки, древесная обрезь, даже перемешанный с перьями и пометом мусор с птицеферм. Всю эту массу подвергают пиролизу — интенсивному нагреванию в печи почти без доступа кислорода. Результат — удобрение, содержащее чистый углерод, который в ином случае ушел бы в атмосферу из гниющих отходов потоками СО2… В первых же экспериментах обнаружилось неожиданное свойство биоугля: он так медленно разлагается, что, питая растения, возможно, способен пролежать в земле даже сотни (!) лет. Конечно, нужна проверка временем, но у ученых возникла мысль: а не поможет ли «долговременное захоронение» масс углерода борьбе с потеплением? Если бы применение биоугля стало глобальным, заметно сократились бы и выбросы углекислоты… Но проникнутся ли этой идеей миллионы фермеров? Во всяком случае, итальянцы уже предлагают простые и недорогие пиролизные печи, которые можно использовать на любой ферме.
 

 

МОБИЛЬНЫЙ ДИАЛИЗ

Диализ — последняя надежда тех, чьи почки полностью вышли из строя. Таким больным приходится трижды в неделю являться в клинику, где сложнейшая аппаратура очищает их кровь от шлаков. В.Гура из университета в Лос-Анджелесе поставил целью усовершенствовать этот затратный и по стоимости, и по времени процесс. Разработанная им система, прокачивающая кровь пациента через очищающую мембрану, весит всего около 400 грамм (существующие аппараты — 10 кг). Еще одна инновация: сменные катриджи тут же удаляют всасываемые мембраной шлаки, и вобравшая их вода остается чистой, не требуя новой прокачки. В результате резко полегчавший аппарат (общий вес — 5 кг) может работать на батареях, став мобильным. Пациент сможет им пользоваться дома, возможно, даже и в авто. Впрочем, пока аппарат проходит клинические испытания. Если они завершатся успешно, «мобильный диализ» станет реальностью.
 

 

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПОСОБИЯ…

Безработным всюду несладко. Но, если уж сравнивать, участь потерявшего работу норвежца терпимей, чем в других странах: даже через пять лет после увольнения он может рассчитывать на пособие, равное трем четвертям прежнего заработка (данные ООН). При том же сроке безработицы бельгиец получает около двух третей того, что зарабатывал. Примерно такую же долю заработка получают уволенные во Франции и Швеции, но лишь в первый год безработицы. Далее пособие уменьшается. Правда, француз и через пять лет после потери рабочего места может получать примерно треть прежнего заработка, пособие же шведа после «безработного пятилетия» составляет лишь 8% того, что давала потерянная работа. В Соединенных Штатах порядки жестче: пособие по безработице выплачивается только год, после чего человека переводят на более скудное социальное пособие, размер которого не зависит от прежнего заработка.
 

 

АВИАТЕСНОТА

Обследование, проведенное Федеральным авиационным управлением США (FAA), показало, что многие аэропорты страны уже с трудом справляются с «лавиной все новых воздушных рейсов». Специалисты прогнозируют: если не будет проведена коренная модернизация всех диспетчерских систем контроля полетов, половина крупнейших аэропортов Америки к 2025 году «исчерпает свои взлетно-посадочные возможности». А полутора десяткам «авиапричалов» вряд ли поможет и модернизация — надо строить новые…
 

 

СКЕПТИКИ НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ

Четыре века минуло со времен Шекспира, и все это время существовали группки скептиков, утверждавших, что автором великих творений, где высокий интеллект слит с глубоким знанием жизни и истории, просто не мог быть скромный актер, окончивший лишь школу и не переступавший порог университета. Среди «кандидатов в авторы» (всего аж до 50!) чаще других называли философа Фрэнсиса Бэкона, графа Оксфордского Эдварда и даже королеву Елизавету Первую… Не перевелись скептики и в наши дни, получив не так давно «подкрепление»: в авторстве Шекспира публично усомнился один из судей Верховного суда США Дж. Стивенс. «Где его книги? — задает он вопрос в своей публикации. — Нельзя стать глубоким мыслителем, не имея ни единой книги в доме. И он не переписывался ни с кем из современников, нет ни одной его строки, где он упоминал бы о своих сочинениях». Кому-то это, и правда, может показаться странным. Но ведь и «кандидаты в авторы» нигде письменно не упоминали о своем «авторстве». Книги же могли просто потеряться… У поколений шекспироведов, буквально «по буковке» изучавших его произведения, сличая их с рукописями «кандидатов», нет ни тени сомнений в авторстве великого британца!
 

 

МИР ЖАЖДЕТ НАДЕЖНОСТИ

Бумажные деньги, так изумившие путешественника Марко Поло, появились в Китае тысячу лет назад, избавив купцов от небезопасных перевозок тяжелых мешков с монетами. Но выгодней всего это было императорской казне, которой не хватало металла для чеканки, зато стало возможным «вволю» выпускать купюры из бумаги (что не раз порождало инфляцию и даже мятежи). Минуло тысячелетие, и мир, запутавшийся в паутине «денежной бумажности» — всех этих чеках, бондах, ипотечно-кредитных «пузырях» — вновь потянулся к бесспорной надежности драгоценных металлаов. Ветры кризиса непредсказуемо «раскачивают» курсы валют, а цена золота все растет. И никто не знает, что же станет всемирно признанным мерилом стоимости. Нет, золотых монет не предвидится, но многие эксперты возлагают надежды на «электронные деньги», возможно, в чем-то похожие на ставшие уже привычными пластиковые карты. Будут ли деньги грядущего глобально надежными — можно только гадать…
 

 

АВТО В НЕБЕ

Те, кто думает, что идея летающего автомобиля остается в «ведении» фантастов, ошибаются: в мире запатентовано уже немало проектов «наземно-воздушных» авто. Одним из обещаюших считают «Aerocar» (патент получен М. Тэйлором еще в середине прошлого века). Построенный тогда аппарат, при всех несовершенствах, был даже использован в одном из американских фильмов. Сейчас идея аэрокара получила новое конструкторское развитие — за основу взят легкий спортивный самолет. После приземления электронная система «складывает» крылья на крышу, и самолет выезжает из аэропорта автомобилем. Состоявшиеся минувшей весной испытания прошли вполне успешно, но решит ли проводившая их фирма выпустить хотя бы несколько таких «гибридов», пока неизвестно.
 


По материалам «Newsweek», «Economist»
и «Scientific American» подготовил
М. НЕМЧЕНКО
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Июнь 2010 г. № 15 (1020)

05.06.10

 Рейтинг ресурсов